Пятница, 29 Марта
+7...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.15 KZT
  • €1 = 483.46 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев

Просмотров:32348 Опубликовано: 18-09-2013, 11:22
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
Сегодня Игорь Беляев, который строил на Мангышлаке завод пластмасс, купол "ШУМа" и многое другое, живёт в Москве. Все воспоминания «о большой стройке» на пустынном полуострове Мангышлак уместились в одном фотоальбоме, на черно-белых снимках. Главными на них выступают люди: Славский - именно его можно назвать "отцом" Шевченко, Усанов - герой соц. труда, Коротков - создавший архитектурный облик города и другие, которые бок о бок с Игорем Беляевым превращали голую степь в «райский уголок» по советским меркам.


«Шевченко начался с баржи...»

Актау, тогда еще Шевченко, был построен по распоряжению Ефима Павловича Славского (советский государственный деятель, один из основателей и руководителей атомной промышленности и ядерной индустрии).
- Его все время отговаривали, уверяя, что на Мангышлаке нет урана и затея провальная. Но Славский упорно стоял на своем. В итоге, он приткнул к абсолютно безжизненной степи старую списанную баржу — с этого и начался Шевченко. Ефим Павлович очень любил этот город, вкладывал в него душу, и привлекал лучших людей для строительства, - вспоминает Игорь Беляев. - Архитектор Александр Коротков, которому доверился Славский, спроектировал город европейского типа — с широкими улицами, множеством зелени. Все саженцы привозили из Европы. Рабочие рыли огромные ямы, засыпали хорошим грунтом для посадки растений. Было создано целое хозяйство, где подбирали деревья, способные выжить в суровом степном климате. Вообще Короткова можно назвать легендой Минсредмаша СССР. Он был человеком неординарным, как обособленное ядро. Не просто архитектор, а художник городов. За свою жизнь он построил в голом поле и дал неповторимый архитектурный облик десяткам городов — Шевченко, Навои, Заравшану, Красноярску, Степногорску. Он был любимцем Славского. Ефим Павлович брал его с собой в командировки, но не указывал ему, что делать, а просто говорил, сколько в будущем городе будет проживать людей и чем они будут заниматься. Коротков был очень добрым человеком, всегда готовым к дискуссии, со своим мнением, но не упрямый, любил, когда человек с понятием доказывал свою правоту. Это была целая эпоха, и, видимо, она больше не повторится...


«Итальянцы купили ЗПМ, чтобы убрать конкурента...»

Сам Игорь Беляев приехал в Шевченко в 1981 году, чтобы завершить строительство завода пластмасс по итальянской технологии. Здесь он и познакомился со Славским, которого до сих пор считает и называет своим кумиром.
- Какая-то надёжность всегда была в его действиях. Его появление на стройке внушало полную уверенность в выполнении любых задач, какими бы трудными они не были. И вообще Славский очень любил Шевченко. Будучи уже на пенсии, он говорил: «Как мне хочется сейчас в Шевченко попасть, я этот город второй Родиной считаю». Любой приезд в Шевченко был для него событием. Я был горд, когда мне доверили строительство ЗПМ. Мы строили его в ускоренном режиме. До моего приезда стройка тянулась уже три года. Какого было мое удивление, когда по приезду я увидел на стройплощадке за малым исключением - «ноль». Отстроены были только зоны для заключённых. Так как стройка была «компенсационная», не закончить ее в срок было нельзя. За каждый просроченный год государство должно было бы платить огромные неустойки. Но мы справились. В назначенный день ЗПМ был запущен. Радость, слезы — все слилось воедино. Наладчики, французы и американцы, не верили в случившееся, они тоже радовались и плакали...
Сейчас жалко, конечно, что развалили такое предприятие. Казахстанская пластмасса была высокого качества и недорогой, в три раза дешевле итальянской. Кстати, итальянцы и купили ЗПМ в последующем, не для того, чтобы поднять производство на новый уровень, а для того, чтобы развалить. Не потому, что завод был не ликвидным, а просто, чтобы убрать конкурента, - рассказывает Игорь Беляев.


«Методикой строительства Шевченко интересовались даже американцы...»

Завод пластмасс был первым проектом, который Игорь Беляев осуществил в качестве главного инженера Прикаспийского Управления Строительства(ПУС). После он запустил в работу хлебозавод, который до этого четыре года стоял заброшенным. Всего за год под руководством Беляева стройка завода была закончена, и получена первая булка хлеба. И тем ни менее, большее внимание уделялось строительству жилого сектора города.
- Стройка шла очень медленно. Тогда я разработал методику, которой после заинтересовались даже американцы. Идея заключалась в поставке бетона на стройки по часовому графику. У этой методики было много противников среди заинтересованных лиц. Но я отстоял свое решение. В итоге стройка резко сдвинулась и дома стали расти, как грибы после дождя, - рассказывает Игорь Беляев.


«Купол! Такого нет во всем мире...»

После запуска заводов и строительства жилого сектора очередь дошла и до ТРК «ШУМ». Недостроенный торговый центр стоял «законсервированным» три года из-за конусообразного купола, к которому инженеры не знали как подступиться. Практики строительства подобных архитектурных сооружений в то время еще не было.
- Я решил применить «мокрый» метод бетонирования. Не буду вдаваться в технические подробности этого метода, скажу только, что были в нем и плюсы и минусы. Сложнее всего было убедить начальство «расконсервировать» торговый центр. Применить новый метод — это вообще в приказном порядке. Все вокруг следили, что получится, никто не верил в осуществимость затеи. Но ведь получилось и получилось прилично. Такого бетонного купола нет во всем мире. И в этом особая гордость — мы справились! - говорит Игорь Аркадьевич.
Последний раз в городе у моря Игорь Беляев был 15 лет назад.
- Все вокруг изменилось, - признается инженер. - Что-то стало лучше, что-то безвозвратно утеряно... В Шевченко я проработал шесть лет. Шесть лет — их никуда ни денешь, они постоянно в мозгу и памяти... Но главное, люди. Легендарные люди, которые стояли у истоков этого города, для которых он был мечтой! Сегодня их разбросало по миру — кто-то умер, кто-то не дает о себе знать, но все они живы в моих воспоминаниях. Память о них хранят и улицы города...В канун 50-летнего юбилея я хочу пожелать нынешним и будущим жителям этого уникального уголка земли беречь то, что было построено стараниями тысяч людей, сохранить уникальность города, сейчас уже Актау, в память о тех, кто вложил в него душу...


К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 40 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Azat Aktau (Посетители) 20 сентября 2013 12:53
Поздравляю Вас всех кто принимал участие в постройке города с днем Актау и Мангистау!!! Спасибо за ваш вклад!!! У нас прекрасный город!!! Я бываю во многих странах мира и без сожаления возвращаюсь сюда в Актау!!!
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю +3
Lika (Гости) 20 сентября 2013 00:40
Зигангир,
buten,
Вот вы вспоминаете про ЗПМ. А я вот помню, как мне рассказывал один сотрудник из администрации ЗПМ, лет 15 назад, что многие уехали на Большую Землю потому, что сидишь ты на собрании как болван и ничего не понимаешь из-за того, что все на казахском. Да, я думаю, это одна из основных причин массового отьезда. Пенсионеров это не касается, им не надо на собраниях казахских сидеть.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +5
sergey-56 (Посетители) 19 сентября 2013 23:33
Легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев, наверное, пожилой и плохо помнит. Я здесь с 80 года, и завод уже был построен, французы занимались наладкой. Иногда они приходили ужинать в столовую на 1 этаже общежития 47Б во 2 мкр. Кому интересно, почитайте: http://mangistauneft.kz/historyoftheregion/1119-zavod-plastmass-zpm.html здесь гораздо ближе к истине. И купола бетонные есть гораздо круче и раньше построенные-например, киноконцертный зал "Украина" в Харькове, из которого я приехал сюда работать после ВУЗа. Вообще, в городе еще достаточно людей в здравом уме и трезвой памяти, которые здесь еще с конца 50-х годов и сделали на своем рабочем месте очень много. В интервью Тамары Павленко упоминается Василий Петрович Онищенко, бригадир бригады роторных экскаваторов на добыче руды карьера-5. Его уму, памяти, задору могут позавидовать совсем молодые, а ему около 80-ти лет! Но почетные граждане почему-то те, которых здесь не было и близко вплоть до начала 90-х годов. И городом нефтяников Шевченко никогда не был. Здесь располагалось ПОМН-производственное объединение "Мангышлакнефть-то есть, контора", ныне ММГ, а нефть добывали оооочень далеко от города! А руду рядом добывали, каждый день на работу ездили туда-обратно. В ПГМК работало 35 тысяч человек. По простой арифметике - у одного работающего в семье еще 2 человека-к комбинату имели отношение более 100 тыс. жителей! И чтобы народ знал-город состоял на балансе комбината как основные средства-столы, стулья. У каждого дома был инвентарный номер-они до сих пор кое-где сохранились, написанные черной краской сбоку. И только когда начался бардак после развала СССР, дома передали на баланс городской администрации. Вот про Е.П. Славского правду написали-легендарнейший человек!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +3
Зигангир (Гости) 19 сентября 2013 08:36
Цитата: Lika
Венгры, они, то ли с Каражанбаса, то ли с Каламкаса приезжали отдыхать.

Венгров было человек сорок (может немного больше). Все смуглые по-цыгански, с разбойничьими рожами. Кормились они тогда в Глобусе, я их часто видел, как они на Икарусе подъезжали туда на обед. Строили они какую-то гостиницу рядом с домом престарелых. Ее было заметно по ярко-красной черепичной крыше.
А Каражанбаскую ЛПДС строили "чехи" (и чехи, и словаки) с помощью "химиков" из СУ-4. Запомнился лишь чех Ян, он немного говорил по-русски.
Дороги на Каражанбас тогда не было и трубы для нефтепровода завозили из Шетпе. Там их сваривали в плети и везли через Тиген на Кияхты (155 км сегодняшней трассы, кажется). Работали трубовозы из АТК-1 из Узеня и Люберец. Узенские машины были преимущественно КРАЗы (помню Мусу, и его жену Лилю, она работала диспетчером в АТК), у люберецких были новенькие ТАТРЫ.
Помнится у узенских погиб Саша, шофер Краза, уснул в дороге на ходу, а у Кияхты на подъеме на дорогу передняя машина притормозила. В этот момент Саша и наткнулся на трубы передней машины...
Люберецкие были молодыми ребятами, мы их называли "москвичами"...
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Lika (Гости) 19 сентября 2013 00:38
Цитата: vip терьер
Вроде венгры постоянно с удочками на берегу 4-го сидели.

Венгры, они, то ли с Каражанбаса, то ли с Каламкаса приезжали отдыхать. А в французы с ЗПМ.

легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев ошибся значит, про итальянцев начал вспоминать вместо французов?
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Зигангир (Гости) 18 сентября 2013 23:24
Цитата: buten
насчет ЗПМ, так я разговаривал с одним старожилом города он сказал что строили по французской технологии, типа такой большой завод пластмасс есть где-то во Франции.

Как мне объяснял Лукич (тогда еще, в 81-м) завод был американский, но США отказались продавать завод СССР. И все же СССР купил этот завод через французов. То есть Франция купила у США, а СССР у Франции.
Да, французов сопровождали комитетчики.
Если кто помнит, в то время у завода были две дополнительные проходные - Северная и Южная. Французы на своем Икарусе ездили через Северную. Под каким-то предлогом они заходили в проходную, где Лукич угощал их спиртом.
Однажды я присутствовал при этом небольшом развлечении французов, и самолично убедился, что спирт они пили не разведенный. Сам тоже попробовал...
Лукич - Анатолий Лукич Ковбаса, легендарная личность, председатель шанхая. Спросите старожилов, должны его помнить. Жил в третьем. Сначала в 69-м доме, потом в 8-м.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
buten (Посетители) 18 сентября 2013 23:06
На восьмом фото поселок Ералиев. Перед домом культуры стояли в ряд общежития нефтяников...

А насчет ЗПМ, так я разговаривал с одним старожилом города он сказал что строили по французской технологии, типа такой большой завод пластмасс есть где-то во Франции. И что за этими французами следили сотрудники КГБ, чтобы они не подложили нам свинью. Какую нибудь диверсию на заводе чтобы не организовали.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Зигангир (Гости) 18 сентября 2013 22:30
ПетровичЪ. ., я там с февраля по июнь 81-го работал с Лукичом, его весь завод знал, спирт они пили у него, этот Лукич весь завод прощупал, но спирт нашел. Этиловый.

Цитата: ПетровичЪ. .
"Зиганжира" понесло

заезженная фраза, тут трафаретом стала, вставляют имя и... понесло!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Lika (Гости) 18 сентября 2013 22:27
Цитата: Зигангир
Шевченко был городом промышленным, индустриальным. Была фабрика по обогащению урана, был рудник, был завод пластмасс, был серно-кислотный завод, был азотно-туковый завод, ремонтно-механический завод, был реактор на быстрых нейтронах, было налажено производство питьевой воды, технической воды, которая день и ночь питала растительность города.

Цитата: Зигангир
Не тем ли людям, что тихо живут рядом с вами бок о бок, незаметные пенсионеры, бывшие строители и работяги города Шевченко?

Цитата: ПетровичЪ. .
Город торгует Китайским дерьмом,промышленность завалили специально,что бы рулить легче было и торговать

Согласна 100%.
Спасибо Евгений Александрович..., Спасибо, Петрович. Спасибо за правду.
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю
ПетровичЪ. . (Гости) 18 сентября 2013 22:25
Цитата: Зигангир
спирт пили не хуже наших, не разведенный...

Иииииииии тут "Зиганжира" понесло. lol
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter