Набирает обороты петиция по отмене утилизационного сбора с автотранспорта
https://www.otinish.kz/ru/petition/73Согласно порталу петиций Otinish.kz ее инициатором является фейсбук-группа #Нетутильсбору, насчитывающая около семи тысяч участников.
До введения утильсбора ежегодный рост автопарка в стране достигал 300-400 тыс. авто в год. Начиная с 2016 года, как введён утильсбор, данный показатель упал в среднем до 100 тысяч. С тех пор средний возраст автопарка вместо омоложения стабильно растёт (стареет). Этот эффект происходит из-за высокой стоимости новых машин, вследствие чего широкие слои населения вынуждены покупать старые авто на внутреннем рынке, на них приходится больше 2/3 всех покупок внутри РК.
Официальная версия властей заключается в поддержке отечественного автопрома. Речь идёт, в основном, только о двух компаниях, которые продают авто крупноузловой сборки и получают назад часть средств утильсбора в виде субсидий. Всего около 10% казахстанского автопрома собирается мелкоузловым способом, что предполагает сварку и окраску кузова. Но даже в этом случае штампы и комплектующие привозятся из головных заводов зарубежом. В случае производства в РК мелкоузловым способом в год даже 10-20 тыс. авто, это всё равно составляет 2.5 - 5% всей потребности, что не создаёт устойчивого машиностроения от металла до колес. Анонсированные крупные инвестиционные проекты и амбициозные планы по экспорту казахстанских марок авто остались на бумаге.
Огромные издержки не компенсируются обществу и экономике. Сбором беспощадно облагаются даже автобусы, грузовики, бусы, минивэны, несмотря на то, что нет перспективы их серийного производства. Ничего другого, кроме как обнулить утилизационный сбор в сложившемся положении, не видно. Не говоря уже о том, что утиль сбор оплачивается в частное ТОО.