Музыка и не только….

В нашей новой истории в фотографиях скрипачка Анар Жанбырбаева рассказывает о том как музыка влияет на людей. Знакомьтесь - выпускница Республиканской специализированной музыкальной школы им. К.Байсеитовой, выпускница Государственной консерватории им. Курмангазы скрипачка Анар Жанбырбаева. В нашей новой истории в фотографиях Анар Асановна рассказывает Ксении Шелуховой о том как музыка влияет на людей.


Жанбырбаева Анар Асановна приехала из Алматы в Актау по приглашению Крымбека Кушербаева в 2006 году. Анар выступает в составе оркестра, и преподает скрипку. У Анар около 22 учеников разных возрастов. Так же Анар выступает в детских садах и школах, пытаясь привить культуру классической музыки подрастающему поколению.



Наиля 5 лет, одна из учениц Анар Асановны. Скрипкой занимается с октября прошлого года
- Мне очень нравится, я готовлюсь к выступлению, хочу сыграть для мамы и бабушки. Я буду исполнять «5 конфет».



Как говорит Анар Асановна, на скрипке лучше всего начинать с 5 лет.
- Нужно найти подход к ребенку, заинтересовать его. Сначала это проходит в игровой форме, занятия непосредственно на инструменте не начинаются, пока ребенок сам не проявит инициативу и не прикоснется к скрипке. Для малыша очень много значит, когда начинаю играть вместе с ним, он сразу становится такой важный, старается, пытается оправдать то доверие, которое дает педагог.




- Очень сложно объяснить ребенку, какие мышцы задействованы, а какие нет и показать точную технику исполнения. Нужно уметь играть не зажимаясь, иначе ничего не получится… Вот почему лучше начинать обучаться игре на скрипке раньше.



- Некоторые дети просто не переносят замечания, нужно найти подход. Нельзя говорить «Сделай так!», они не будут делать. Большой стимул для ребенка, если давать ему те произведения, которые действительно нравятся - говорит Анар Асановна



- В день нужно заниматься по 5-6 часов, если вы хотите достичь профессионализма. Отучившись, можно запросто сесть в оркестр и уметь читать ноты. Нотная грамота это и есть читка. Как вы читаете книгу, так и мы читаем ноты, нужно уметь понимать термины, здесь надо играть грозно, здесь очень нежно, здесь тихо, а здесь громко, а здесь уйти, а тут добавить звук... Таких нюансов очень много, и они все написаны в нотах.



Мейрамгуль, 6 лет.
- Я люблю играть на скрипке. Выступать буду уже второй раз. Буду играть «Старого барабанщика», «Ходит зайка по саду», «Шмель скрипач» и еще много чего...



В оркестре качество звучания композиции не столько зависит от таланта каждого исполнителя по отдельности, очень важно умение свести все голоса в единое целое.



- У виолончели самый теплый тембр, близкий к человеческому голосу - рассказывает Анар Асановна.



- На репетициях мы отучиваем, отыгрываем наисложнейшие моменты. Партии бывают очень сложные, нужно не только играть, как написано, очень важно сохранить стиль композиции, и ее эпохи.



- Наша деятельность - это просвещение, пропаганда классической музыки, пропаганда наших инструментов. Это единственная профессия, которой так долго обучаются, в среднем 17-20 лет профессионально. Начиная с начальной музыкальной школы, учатся 12 лет. Консерватория - следующий этап.




- В детский сад мы приходим не только для того, чтобы просветить. Заодно мы набираем желающих, говорим где находимся, чтобы могли прийти и попробовать раскрыть свои таланты, если у ребенка появился интерес заниматься музыкой - подчеркивает Анар Асановна.



Анар и ее коллеги показывают детям, как отличаются звучанием скрипка от альты, альт от виолончели, виолончель от контрабаса .



Малыши отгадывали, какое животное они только что слышали.





Скрипка «1/16» самый маленький музыкальный инструмент из всей группы струнно-смычковых.



Малышам было предложено попробовать себя в качестве настоящего скрипача.



Желающих было много.




Дети были в восторге.



С нетерпением ожидали своей очереди.



- Классическая музыка не проста для восприятия. Чем раньше детки начинают слушать классическую музыку, тем лучше с каждым годом они ее воспринимают. Но мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение знало, что есть не только попса, джаз, рок и т.д. Мне нравится в моих коллегах то, что они мои соратники и с удовольствием меня поддерживают и помогают мне в этом.



- Давно доказано, что классическая музыка улучшает мозговую деятельность. Есть музыкальная терапия и в основном это классическая музыка. Когда мы играем «Адай» дети становятся более подвижными, или даже начинают пританцовывать. А когда играем Баха, все замирают. Очень интересно наблюдать за ними как их эмоции меняются в зависимости от музыки.




- Когда мы приезжаем в школу мы обязательно рассказываем, что такое культура, что такое этика, эстетика, стремимся поговорить обо всем. Говоря о культуре, мы берем культура личную, культуру каждого. Говорим о том, что нельзя бросать фантики, грызть семечки. Нельзя ходить в концертном зале, когда вздумается. Нельзя кушать, нужно выключить сотовый телефон. Вставать во время игры запрещено. Никогда нельзя проходить спиной к сидящему, только передом и обязательно нужно извиниться. Вы приходите послушать на концерты, а не болтать, почувствовать разницу живой музыки.



- Мы поднимаем такой вопрос, как подростки и их положение в обществе. К сожалению, Казахстан в числе лидеров стран-лидеров по самоубийствам. С подростками мы разговариваем на эти темы, пытаемся сказать о ситуации в большинстве семей со стороны. Пытаемся донести до детей, что ваши родители работают, стараются для вас, накормить, одеть, обуть, чтобы в школе вы не чувствовали себя не хуже всех. Что родители помнят о вас всегда и любят, не забывайте, что вы должны всегда учиться, радовать их и развиваться.



- После школы дети много времени тратят на компьютерные игры. От этих игр у них происходит замыкание, они думают в школе только о том, как бы им побыстрее доиграть игру. У детей начинается абстрагирование от всего мира, они не хотят слушать родителей и не слышат их. Есть масса дополнительных образований, мы стараемся донести до них, что нужно себя занимать, можно найти себя в танцах, плавании, борьбе, изобразительном искусстве, игре на музыкальных инструментах и т.д.





Каждый ребенок воспринимает музыку по-разному.



Самое главное для артиста - это благодарный слушатель.
- Останусь в Актау надолго. Планов много и работы тоже. Точно не уеду, пока не доведу своих учеников до конца - говорит Анар Асановна.


Уважаемые пользователи сайта Лада.kz! Вы имеете возможность принять участие в создании фотоистории на тему «Такой разный Актау».

Суть проекта: показать контрасты нашего города глазами разных людей - красивые новые и аварийные старые дома, цветущие клумбы и засохшие деревья, чистые и грязные улицы. Фотографии будут опубликованы на сайте «Лады», а лучшие работы - в печатной версии газеты. Не забывайте подписывать и комментировать свои фотографии. Мы ждем как негативные, так позитивные фото Актау.

Присылайте свои фотографии на электронный адрес: vdv@lada.kz