Вдовы военнослужащих задают сложные вопросы командирам после крушения вертолета Ми-8

Жены пилотов и техников, погибших при крушении вертолета, следовавшего из Актау в Шымкент, решились рассказать детали страшной катастрофы. Об этом сообщается на сайте «Караван». По данным сайта «Караван», спустя 50 дней личные вещи погибших летчиков, обломки разбившегося боевого вертолета и порванные парашюты местные чабаны все еще находят в степи.

Жены пилотов и техников, оставшиеся с малолетними детьми на руках, не могут понять, почему командование авиационной базы и другие чиновники Минобороны, включая главнокомандующего СВО, генерал-майора авиации Нурлана Карбенова и командующего ВВС, генерал-майора Даурена Косанова, после похорон словно отгородились от них высоким забором. Спрятались за колючей проволокой в своих штабных кабинетах, оставив семьи погибших без должной поддержки и участия со стороны государства.

Как стало известно, государственная комиссия пару дней назад завершила свою работу и определила главную причину авиакатастрофы.

- Результаты расследования пока не обнародованы. Якобы кому-то из ответственных работников в сфере безопасности полетов требуется еще несколько дней для перепроверки особо важных фактов. Далее документ должен завизировать министр обороны, и только тогда о нем можно будет говорить, - отмечает «Караван».

– У военных летчиков в реальной жизни всё совсем не так, как представляют себе нормальные люди. Пока наши мужья были живы и сутками пропадали на службе по прихоти командира авиабазы, мы были вынуждены молчать, – делятся с корреспондентом «Каравана» жены военнослужащих.

Жены погибших военнослужащих отметили, что узнали о гибели близких не от командира части, а из социальных сетей, от друзей семьи и из новостей радио и телевидения.

- Никто из руководства нам даже не позвонил тогда. Полковник Жумашев соизволил заскочить на несколько минут на следующий день, и то в сопровождении акима Мангистауской области и его свиты. Горы золотые обещали нам тогда перед журналистами: и жильем обеспечить, и пособиями на детей, оставшихся без кормильцев, и зарплатой за пять лет вперед, и кредиты погасить. Орденами обещали наградить мужей посмертно. А что в итоге?! Ничего, кроме равнодушия. Медаль привезли домой вместо ордена с выпиской из президентского указа без подписи и печати, да слова дежурные сказали, чтобы мы держались, - говорят жены погибших пилотов.



По словам жен погибших военнослужащих, полковник Жумашев даже не пригласил их и родителей на опознание тел.

- Разве это нормально?! А когда на месте падения вертолета местные чабаны уже после так называемой «поисковой операции» стали находить личные вещи военных: их летные куртки, сумки, телефоны, и приносить на авиабазу, руководство наотрез отказывалось их принимать и передавать нам. Чабанов посылали то в полицию, то в военкомат, а то и куда подальше, как обычно водится у военных. Разве это по-людски? Для нас теперь даже обгорелый клочок одежды мужей – на вес золота. Ну, скажите нам, простым смертным, за что всё это? - делятся жены погибших летчиков.





– А как жили и служили до трагедии наши близкие, кто-то из высшего руководства страны и армии вообще знает?! – продолжают родственники погибших. – Не о красивых парадах, а о нашей реальной повседневной жизни? Без прикрас и показного армейского лоска? Как боевые летчики зимой добирались до авиабазы в открытых кузовах КамАЗов. Как оставались ночевать в солдатских казармах и кабинетах, потому что командир Жумашев постоянно и беспричинно держал своих подчиненных до полуночи, а нормальной служебной развозки здесь никогда не было. И питание у летчиков на Актауской авиабазе было не просто плохим, а «отвратительным». Полковник с простыми летчиками не ел из одного котла, как это положено настоящему командиру. Поговаривают, что «офицеры базы обычно с получки сбрасывались в «котел», а потом на эти деньги Жумашев проверяющих из Астаны встречал. Подарки подносил не только им перед отлетом из части, но даже женам и детям. Чтобы все проверяющие были довольны и за так называемые внезапные инспекции ставили командиру базы высокие оценки, а он продолжал стремительно продвигаться вверх по карьерной «лестнице»,- рассказывают супруги погибших военнослужащих.




– Когда-то летчикам шоколад выдавали настоящий. Большие плитки были. А сейчас – малюсенькие такие шоколадки и, скорее всего, соевые. Бросают их пилотам как подачку, но деньги-то, вероятно, списывают большие на это обеспечение по «специальному лётному пайку». Кто знает, как бывает на самом деле, и кому всё это надо?! – рассказывает супруга погибшего, не пожелавшая назвать свою фамилию. – Мы, жены военных, честно прошли со своими мужьями через все трудности и лишения воинской службы, никогда не жаловались и не просили ни о чем. Терпели, мужей своих не хотели расстраивать и подводить. Но я верю, что они сейчас смотрят на нас с высоты и тоже хотят правды. Пусть горькой, но правды. И сейчас, понимая всю сложность обстановки, мы не пытаемся разжалобить того же министра обороны, генерал-майора Ермекбаева и его генеральское окружение.

- Мы просто хотим, чтобы хотя бы ценой этих 13 загубленных молодых жизней что-то изменилось. Чтобы главком СВО генерал Карбенов слово свое, наконец-то, сдержал, а полковник Жумашев вместо повышения по службе понес заслуженное наказание. Это ведь при его «чутком руководстве» авиабазой в Талдыкоргане разбился истребитель, вылетевший на боевое задание с полупустыми баками. Кто его там несанкционированно сливал с самолетов, стоящих на боевом дежурстве, так ведь и не разобрались, - говорят жены погибших военнослужащих.

- Осудили пилота Адильбека ИСКАКОВА – и всё. Нашли стрелочника. Неужели Жумашеву удалось как-то замять те уголовные дела и снова отвести от себя грозовые тучи? При нем здесь, уже в Актау, из пяти вертолетов (задействованных на тех треклятых учениях) только два вернулись обратно на базу без проблем. Остальные так и не долетели до пункта назначения в целости и сохранности, совершив грубую посадку. А полковник, как ни в чем не бывало, теперь в столице на должности старшего летчика-инспектора заседает в главном штабе Сил воздушной обороны. Разве это нормально?! А за безопасность полетов боевой авиации кто сегодня отвечает своей головой? Кто несет персональную ответственность за исправность и надежность лётного парка? - жалуются женщины.

Жены погибших военнослужащих рассказали корреспонденту «Каравана» и о непригодных парашютах.

- Кроме личных вещей летчиков на месте падения Ми-8 чабаны находили и парашюты. Грязные, порванные, открытые. С запутавшимися стропами и приборами измерения высоты. Как эти парашюты не нашли и не забрали военные, остается загадкой не только для родственников погибших, но и, скорее всего, для военных прокуроров. Почему даже после того как государственная комиссия закончила свою работу и подвела итоги, семьям погибших не сообщают, что же на самом деле могло произойти в небе на высоте 2 937 метров от земли? Почему этот переход был таким долгим по километражу и времени непрерывного полета?! До начала учений ведь оставалось еще несколько дней, а вертолеты решили перегнать непременно за один день. Пилоты с утра были на ногах, уставшие и вымотанные, - отметили жены погибших.

Жены пилотов и техников, погибших при крушении вертолета, по сей день не получили ответы на их многочисленные вопросы:
Почему нельзя было организовать ночевку на Байконуре, переждать плохую погоду и отправиться утром? Кому был нужен этот «ефрейторский зазор», который отнял жизни 13 ни в чем неповинных людей? Почему эти пассажиры вообще оказались на том борту, а не следовали к месту проведения учений, как это и положено, железнодорожным или автомобильным транспортом? Тем более что погодные условия были в тот роковой день, как и заключила государственная комиссия, «крайне сложные».

Напомним, вылетевший из Актау военный вертолет потерпел крушение в Кызылординской области. Позже стало известно о 13 погибших в происшествии. В Сети появилось видео с места крушения военного вертолета Ми-8. Упавший вертолет принадлежал авиационной части №30153 актауского гарнизона. Стали известны имена погибших.

Экипаж потерпевшего крушение в Кызылординской области вертолета Ми-8 увел воздушное судно от крестьянского хозяйства.

В авиационной части 30153 актауского гарнизона простились с боевыми товарищами.

К расследованию крушения вылетевшего из Актау вертолета привлекли зарубежных экспертов.

По миллиону тенге выделит акимат Мангистауской области семьям погибших военнослужащих при крушении вертолета Ми-8.

Названы причины крушения вылетевшего из Актау военного вертолета.