Почему в Актау на мемориале «Вечный огонь» лопается и отлетает декоративная плитка

Мы продолжаем публикации о памятниках, установленных в Актау. Без неприятностей не обходилось ни одно строительство. Мемориал «Вечный огонь» не исключение. После того, как в Шевченко появился памятник Ленину, настала очередь мемориала павшим в Великой Отечественной войне. Без «Вечного огня» не обходился ни один город в СССР.

Шевченко долгое время считался «закрытым» городом. На географических картах не обозначался. Аэропорт и Морпорт носили имена, отличные от названия города.

В 1983 году в Ленинграде объявили конкурс на лучший проект памятника «Воинам-мангышлакцам, погибшим на полях Великой Отечественной войны». Конкурс был тоже закрытым, как и город. В конкурсе принимали участие только архитекторы ВНИПИЭТ, которые проектировали весь Шевченко.



Несмотря на такой внутренний тендер, нашелся человек — Евгений Борисович Федоров, который предложил нестандартное и умное решение. Он решил обыграть традиционное жилище казахов - юрту. Памятник состоял из пяти пилонов, каждый из которых символизировал один год войны. На пилонах должны были висеть лавровые венки, как символы победы.

Архитектор Федоров обратился к скульптору Свинину (автор девушки «Утро» из дворика КДК имени Абая), чтобы именно он их сотворил.

Как пишет в своей книге «Золотые россыпи памяти» Тамара Павленко, Федоров не учел уровень темперамента и художественного мастерства своего друга Свинина.



Скульптор мухинской школы Борис Свинин решил, что простые венки не могут являться символом той войны. В итоге на пилонах появились скульптурные композиции матерей, провожающих своих сыновей на фронт, моменты войны и так далее. Скульптурная композиция приобрела многогранность и глубокий смысл.

Вечный огонь строили в спешке, стремились закончить к очередному юбилею победы. А в спешке происходят казусы.

Один из строителей мемориала рассказал, что бригада строителей из Ленинграда пропала: работяги ушли в запой. Решено было производить строительство за счет местных умельцев из ПГМК. Тут возник казус, который аукается до сих пор.

Не была соблюдена технология заливки бетона в пилоны. В итоге выяснилось, что коэффициент расширения бетона и мраморной плитки, которой планировалось покрывать пилоны, сильно различается, то есть мраморная плитка будет лопаться при перепаде температур.



Местные специалисты выход нашли быстро. Применили не торжественный мрамор, а плитку из местного ракушечника. Расчеты оправдались, ракушечная плитка держалась на мемориале более 30 лет.

Когда ее убрали и стали покрывать памятник алюкобондом, история вернулась к своему началу. Новая плитка трескается при перепадах температур, и памятник приходится обновлять к каждому Дню победы.

При строительстве мемориала сотрудники ПГМК провели грандиозную работу. Строительство памятника курировал глава региона Казаченко, он ежедневно приезжал на стройку. И жители Шевченко, проезжая утром мимо стройки на работу, гадали, успеют ли рабочие к юбилею или нет.

Успели. Но сложности возникли опять. Вокруг мемориала сделали цветники, а цветов-то не было. Но 5 мая, перед Днем Победы, в Шевченко прилетел самолет из Минеральных Вод и привез цветы.

9 мая 1985 года при большом стечении народа состоялось торжественное открытие мемориала.

По некоторым данным, был неприятный эксцесс — во время салюта, который солдаты производили из ракетниц, была ранена женщина. Но эту информацию нам никто подтверждать не захотел.

Мемориал «Вечный огонь» стал любимым местом горожан. Уже на следующий день после открытия памятника к нему приехали фотографироваться молодожены.

Ровно через год после открытия по городу пронесся слух, что памятник в аварийном состоянии.
Вокруг мемориала вновь появились строительные леса.
Но мемориал был в норме. Просто скульптор Свинин вычеканил к этому моменту свои скульптуры, которые решено было повесить на пилоны. Туда, где они находятся и по сию пору, символизируя боль потерь и триумф советских войск в Великой Отечественной войне.