Анна Лагай: Мои дорогие казахи...

Сегодня, 1 марта, жители Казахстана впервые отмечают День благодарности. Новый праздник призван напомнить о репрессиях середины 20 века. Свидетель событий тех лет - Анна Лагай - говорит: у народов, пострадавших от депортации, появилась возможность выразить свои чувства по отношению к земле и людям, приютившим их. По замыслу президента РК Нурсултана Назарбаева: «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, - ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных».

В середине 20 века в Казахстан, по данным историков, депортировали 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа и около 100 тысяч корейских семей с Дальнего Востока. Среди корейцев, выселенных в чужие края, была и Анна Григорьевна Лагай.

Жительнице Актау Анне Григорьевне Лагай 80 лет. Во время массовой депортации корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию ей было два года.

Как рассказала Анна Григорьевна, ее родители приехали на Дальний Восток из Кореи на заработки. В то время граница между двумя странами была открыта, закрыли ее только в 1934 году. Родители девочки вынуждены были остаться в России.

- В конце тридцатых годов иностранцев стали подозревать в шпионаже. Всех - корейцев, китайцев, японцев - считали на одно лицо, и опасались предательства с их стороны. Отец рассказывал: было начало осени, в закрома собрали весь урожай пшеницы и риса, и в один момент все рухнуло. Пришли люди, которые сообщили, что нас завтра переселяют. Мать даже не успела напечь в дорогу лепешек. Все заготовленное на зиму пришлось оставить. В наших домах разместились красноармейцы, которые, считай, пришли на все готовое, - с горечью вспоминает Анна Григорьевна.


Корейцев отправляли эшелонами в «телячьих» вагонах. Они были битком набиты людьми, продолжила свою историю Анна Григорьевна, условий никаких. Спали на собранной наспех соломе.

- Выселяли большими семьями. У нас - пятеро детей и родители, а у некоторых были грудные дети, многие из них не выдерживали дороги и умирали в пути. Их не хоронили, а просто выбрасывали из вагонов движущегося состава. Ехали долго - 20, а то и более дней. Прибывших выгружали прямо из вагонов в голой степи, без ничего. Только потом мы узнали, что оказались в Казахстане. Люди на месте выкапывали землянки, а летом делали саманные кирпичи из соломы и глины, строили небольшие домики, - говорит Анна Григорьевна.


Семья Лагай оказалась в селе Компонейск Карагандинской области, перезимовав там, все переехали в село Даниловка Акмолинской области.

- Я помню, жили в саманной избушке. Здесь добывали золото. В Даниловке проживали люди разных национальностей, более того, большинство из них были переселенцами из Москвы. Многие семьи нашли приют у казахов, которые сами жили в юртах и очень нуждались. Казахский народ нас никогда не обижал и не притеснял, - отметила Анна Григорьевна.


Чтобы прокормить семью, отец Анны Григорьевны сразу пошел работать, на лошади со станции возил уголь. Через некоторое время девочка осталась сиротой: в три года она потеряла маму. А когда Анне исполнилось одиннадцать лет - умер отец. Воспитывалась девочка в семье старшей сестры, было нелегко. В Казахстане, преодолев все трудности, Анна Григорьевна получила образование, вышла замуж, воспитала детей и внуков.


Студентка техникума. 1952 год



На первом курсе техникума. 1953 год


- Очень рада, что появился такой день, появилась возможность выразить свои чувства по отношению к казахской земле, поблагодарить ее народ за доброе отношение, за поддержку депортированных. Я не знаю поименно людей, поделившихся с нами куском хлеба и крышей над головой, так как была маленькой, но низко кланяюсь им, - добавила Анна Григорьевна.


По словам Анны Григорьевны, в Казахстане живет уже четвертое поколение корейцев, которые из поколения в поколение передают трагическую историю депортации. Для них казахская земля давно стала родной.


С родными старшими братьями


Фото автора и из личного архива Лагай Анны Григорьевны