В Казахстан планируется импорт 400 000 тонн бензина - Казмунайгаз

Ситуация с дефицитом горючего в последние месяцы остается неизменной. Заправки, в большинстве своем, торгуют лишь высокооктановым и дорогостоящим топливом. Остальное – «вне зоны доступа». Более того, все чаще автомашины глохнут из-за некачественной «горючки». Как сказал на днях министр энергетики Владимир Школьник, «когда есть нехватка бензина, конечно, будут бодяжить»… Кстати, кассиры ряда сетей АЗС получили негласное указание не выдавать чеки клиентам. Ясно, зачем это делается – чтобы не было оснований обратиться в проверяющие органы или общества защиты прав потребителей по поводу того безобразия, которое заливают в бензобаки под видом бензина. Ситуация с дефицитом горючего в последние месяцы остается неизменной. Заправки, в большинстве своем, торгуют лишь высокооктановым и дорогостоящим топливом. Остальное – «вне зоны доступа». Более того, все чаще автомашины глохнут из-за некачественной «горючки». Как сказал на днях министр энергетики Владимир Школьник, «когда есть нехватка бензина, конечно, будут бодяжить»… Кстати, кассиры ряда сетей АЗС получили негласное указание не выдавать чеки клиентам. Ясно, зачем это делается – чтобы не было оснований обратиться в проверяющие органы или общества защиты прав потребителей по поводу того безобразия, которое заливают в бензобаки под видом бензина.

«Радиоточка» отслеживает ситуацию на отечественном рынке ГСМ, в частности, перспективы восполнения дефицита за счет импорта.
На вопросы нашей редакции ответила менеджер сектора корпоративных коммуникаций департамента развития розничной сети ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" Шынар Омарова.

В частности, она пояснила, что в рамках обеспечения импорта нефтепродуктов для насыщения потребностей внутреннего рынка РК КМГО осуществлены мероприятия по поставкам из следующих государств: Российская Федерация – ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпромнефть», ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «Татнефть», ЗАО «Фортеинвест»; Республика Беларусь – ЗАО «Белорусская нефтяная компания», СЗАО «Энергоойл». Ожидаемые объемы поставок из указанных стран утверждены приказами уполномоченного органа в области производства нефтепродуктов. Так, из Российской Федерации планируются поставки 200 тысяч тонн бензина АИ-92/93 в период сентябрь-декабрь 2014 года, а из Беларуси – 200 тысяч тонн бензина АИ-92/93 в период октябрь-декабрь 2014 года.

«Поставка нефтепродуктов от вышеуказанных поставщиков осуществляется в рамках заключенных контрактов. Часть утвержденных уполномоченным органом объемов бензина АИ-92/93 уже фактически ввезена в РК, реализация осуществляется через собственную сеть АЗС «КазМунайГаз». Вся продукция соответствует требованиям экологических стандартов К-2, К-3, К-5. Казахстанские участники рынка имеют возможность покупки нефтепродуктов не только России и Беларуси, но и прочих стран, при условии соответствия продукции требованиям Технического регламента Таможенного Союза, то есть, продукт должен соответствовать нормам, предъявляемым к нефтепродуктам не ниже класса К-2 (Евро-2). Учитывая, что КМГО входит в состав холдинга АО «Самрук-Казына», для осуществления закупок товаров, КМГО обязан провести тендер, по итогам которого может быть заключен договор. Без соблюдения конкурсных процедур осуществляется закуп товаров только в рамках исполнения поручений главы государства и премьер-министра Республики Казахстан», - сообщают в ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері".

Между тем, как говорят в КМГО, поставка нефтепродуктов в странах ЕАС более выгодна для участников рынка РК, благодаря действующим межправительственным соглашениям, поскольку в этих случаях не применяются ставки экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты, действующие в данных странах. Экспортеры прочих стран при поставках в РК должны уплачивать налоги и пошлины, в соответствии с законодательством страны-резидентства.

Что же касается поставок нефтепродуктов из Азербайджана, компания пока не готова давать комментарий, поскольку, как сообщил прессе представитель АО НК АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» Галым Тумабаев, сегодня истекает срок по контракту, и поставщик, видимо, должен будет отчитаться перед казахстанским заказчиком. Озвучат ли завтра структуры КМГО результаты по этому направлению импорта – неизвестно.


На прошлой неделе ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (дочерняя организация – АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг») сообщало, что 10 октября 2014 года заключен договор с международной трейдинговой компанией на поставку бензина АИ-92 производства Азербайджанской Республики в количестве 6 000 тонн. Осуществлена предварительная оплата за 3 000 тонн нефтепродукта, поставка которого, согласно условиям заключенного договора, должна быть осуществлена до 10 ноября. Пресс-служба КМГО при этом отметила, что контрагент не подтвердил готовность к поставке указанного количества нефтепродуктов в связи введением временных ограничений на экспорт высокооктановых сортов нефтепродуктов из Азербайджанской Республики. В случае неисполнения обязательств контрагентом, КМГО будут проведены соответствующие процедуры по расторжению договора и возврату уплаченных денежных средств.

Для обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов в октябре текущего года КМГО осуществило фактическую поставку бензина АИ-92 в количестве 42,3 тысячи тонн. В настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тысячи тонн бензина марки АИ-92/93, которые прибудут в ноябре.

Напомним, что на сегодняшний день производство социального бензина АИ-92 в Казахстане составляет 1,9 миллиона тонн, потребность - 2,8. Производство дизтоплива - 4 миллиона, потребность - 4,6. Предполагается, что в 2016 году производство АИ-92 будет составлять 5,6 миллиона тонн, производство дизельного топлива увеличится до 5 миллионов.