Григорий Марченко: самоизоляция и карантин — это неправильно

Такое мнение экс-глава Национального банка Казахстана сказал в интервью на ютуб-канале «Экономика. Верным курсом»
Такое мнение экс-глава Национального банка Казахстана сказал в интервью на ютуб-канале «Экономика. Верным курсом»

Forbes.kz выбрал самые интересные моменты из почти полуторачасового разговора Григория Марченко с журналистом Алексеем Бобровским.

На первый вопрос ведущего, насколько будет болезненным выход из пандемии, Марченко ответил анекдотом: «Альпинисты в горах, и один из них падает в пропасть. Они кидаются краю пропасти и кричат тому: «Вася, ты живой?». Он снизу кричит «Да». «Ты сильно разбился?» - «Не знаю, я еще лечу».

С точки зрения спикера, пока ещё не пришло время для оценки происходящего, так как, во-первых, не кончилось воздействие эпидемии коронавируса, во-вторых, «к этому еще добавляется не всегда адекватная реакция властей на собственно эпидемию, так и принятие мер, необходимых для поддержки экономики; третье - большая неясность на рынке нефти, которая для наших стран, таких как Россия, Казахстан и Азербайджан, имеет очень большое значение». Количественные оценки можно будет давать только в июне, считает Марченко, тогда будет ясность и с нефтью, и полностью закончится эпидемия.

- Если трезво посмотреть на статистику, то на самом деле пик по новым заболевшим по всему миру был 9 апреля, а по приросту умерший был 15 апреля. То есть мы в целом, как мир, пик прошли, - уверен интервьюируемый.

Говоря о режиме карантина, Марченко особо пожалел дачников, которые не могут выехать на участки и заняться посадками.

- Притом какие проблемы для заражения, если дачники на своей машине мирно едут на собственный участок и там проводят свои весенне-полевые работы, а потом на своей же машине возвращаются к себе домой? Они никого не заразят, - посетовал Марченко и сделал вывод: - Поэтому я считаю, что эти ограничения нужно ослаблять по целому ряду причин.

Правда, экономист уверен, что в ноябре, через 7 месяцев, «коронавирус еще раз придет и вакцины от него не будет», поэтому лучше идти по пути Нидерландов, Швейцарии и скандинавских стран, которые не устанавливали строгого карантина, но в которых, по данным Марченко, положение лучше, чем в других странах.

Возвращаясь к вопросу, чем же закончится кризис, Григорий Александрович отметил, что, «к сожалению, экономисты, причем и в России, и на Западе, пошли по методологически неправильному пути, говоря о том, что нужно вводить самоизоляцию и карантин, потому что в демократическом обществе жизни важнее, чем деньги, важнее, чем прибыли».

- Правильно сравнивать не жизни и доллары, а жизни и жизни. Во всех странах минздравы должны были сделать другие оценки. Например, если мы вводим карантин, то, с одной стороны, мы спасем 5000 стариков, 3000 диабетиков и 2000 человек с другими хроническими болезнями. Но, с другой стороны, за те же полтора месяца карантина в наших странах умрет от алкоголизма столько-то людей, от бытового насилия — столько-то. Сколько людей покончат жизнь самоубийством, сколько людей с другими заболеваниями не получат квалифицированной медицинской помощи?- задался он риторическими вопросами.

Для наглядности Марченко привел пример:

- В Казахстане 18 млн человек, в день у нас умирает по разным причинам около 500 человек. У нас официальная эпидемия 42 дня, с 13 марта, когда был обнаружен первый больной. За 42 дня в Казахстане от разных причин умерли 21 тыс. человек, за этот же период от коронавируса умерли 25 человек, это 0,12% от общего количества. При этом у нас 4 с лишним миллиона человек сидят по домам без работы. То есть на самом деле если проводить честный анализ - жизни против жизней - то он будет не в пользу карантинной самоизоляции, то есть мы как общество даже по жизням потеряем больше. Экономические последствия будут ужасны, но и социальные последствия — очень тяжелыми.

По мнению Марченко, «за раздувание пандемии» руководство ВОЗ должно быть уволено. А у правительств будет три варианта. Первый — признать, что коронавирус был не настолько страшен, чтобы вводить такие жесткие меры, а надо было идти по пути естественной иммунизации.

- Второй вариант - придумают вакцину, которая особого воздействие оказывать не будет, но ее будут использовать как плацебо. А третий вариант - придумают какую-то историю о том, что вирус совсем сильно мутировал и поэтому он теперь не представляет опасности для населения, - перечислил спикер и дал совет: - Наша главная задача - проанализировать опыт разных стран, которые по-разному решали проблему, и научиться у тех, у кого это получилось хорошо. Мой главный тезис, что нужно успокоиться, перестать бояться, пик мы уже прошли. Если к нам (в Казахстан), как говорят власти, она пришла в марте, то она продлится ещё месяц. Нужно сейчас остановиться и провести анализ, как нам, в рамках региона ШОС, из этой ситуации выходить.

Ведущий предложил перейти к теме отрицательных цен на нефть, которые ресурсозависимые страны с ужасом увидели несколько дней назад. «Каков выход?» - задал он вопрос. В ответ Марченко, имея в виду позицию Россию в ОПЕК, процитировал Талейрана: «это хуже преступления — это ошибка».

- Обсуждалась такая логика: нужно нанести удар, снизить цены, чтобы закрылись американские производители сланцевой нефти. Но при этом не учитывался очень серьезный фактор: в отличие от России и Саудовской Аравии американцы печатают резервную валюту, - отметил он. - Даже если предположить, что началось массовое банкротство этих предприятий, американцы допечатали сколько нужно миллиардов, и эту отрасль спасли. Люди, которые эти решения принимали, возможно, разбираются в производстве и переработке нефти, но они не понимали этого аспекта, и в результате попали все.

Завершая разговор, Марченко ещё раз подчеркнул:

- Мы видим, что большинство правительств среагировали неправильно. Нужно четко сказать: самоизоляция и карантин — это неправильно. Нужно защищать и изолировать группы риска: стариков, диабетиков, людей с ожирением и людей с хроническими заболеваниями. Все общество сажать на карантин и на самоизоляцию в принципе нельзя, мы по жизням потеряем больше чем, мы спасем.