Адекватны ли цены на бензин в Казахстане?
На фоне этого повышения весьма странно смотрится позиция Министерства энергетики, которое заявило, что у нас цена не бензин не регулируется, как во всем мире. Почему-то у нас нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин опять дорожает. Даже когда из-за пандемии нефть в мире стоила экстремально дешево, у нас бензин не дешевел, а дорожал. Вот такой нонсенс! Значит, проблема в отсутствии здравых и эффективных механизмов регулирования цен, слабой работе антимонопольщиков и государства в целом.
Одним из главных аргументов апологетов повышения цен на бензин является сравнение цен за литр в разных странах. Вот, мол, в Казахстане — высокие цены, в десятке первых — у кого бензин доступен. Да вот только такое сравнение не выдерживает никакой критики, потому что оно глупое и нелогичное, хотя бы потому, что у нас почти 3 миллиона людей живет за чертой бедности. Доходы населения практически не растут, что не скажешь об общем ценовом фоне. Статистика, как и факты, вещь упрямая, особенно если эта статистика зарубежная, а не наша доморощенная, которая нарисует что угодно. Так вот для примера: в США средняя зарплата — 3921 USD в месяц. На эту зарплату можно купить 4656 литров бензина. В это же время в Казахстане на среднюю зарплату (якобы) 486 USD можно купить всего 1185 литров бензина. Разница почти в четыре раза. А если даже сравнивать лидеров по зарплатам и ценам на бензин в мире, то все равно пропорция гораздо больше, например, в Швейцарии средняя зарплата — около 6244 USD, на которые можно купить 3807 литров бензина. При этом всем уровень жизни и благосостояния нации и отдельных людей там несоизмеримо выше, чем в Казахстане. Таким образом, это сравнение никуда не годится.
Наша пропорция близка только в сравнении с Россией, где при средней зарплате 788 USD можно купить 1188 литров бензина. Но не забываем, что уровень жизни и зарплат в России заметно выше, чем у нас. И при всей такой аховой ситуации в 2025 году в рамках ЕАЭС нас ожидает синхронизация рынков нефти и нефтепродуктов. В России бензин дешеветь не будет, а только дорожать. Значит, Казахстан ожидает резкий рост цен на топливо — за 260 и более тенге за литр со всеми вытекающими последствиями. Если россияне уже живут в такой ценовой ситуации, то нам это испытание еще предстоит. И так как в ближайшие четыре года никакого чуда и прорыва в преодолении кризиса экономики в Казахстане не предвидится, то нас ожидают очень тяжелые времена.
Что самое ужасное, в Правительстве практически ничего не делают для исправления ситуации и смягчения последствий для населения, проще говоря, все пущено на самотек. Внятной стратегии и мер реагирования нет, есть небольшое, но малоэффективное регулирование цен на бензин. Но этого недостаточно, если не предпринять срочные и весомые меры, дальше будет все хуже и хуже, вплоть до полного коллапса экономики и страны. Особенно когда нефть будет уже не в цене и Казахстану будет больше нечего предложить миру, так как диверсификация экономики так и не состоялась.
При низких зарплатах и доходах населения издевательски выглядит тот факт, что цены на автомобили в Казахстане гораздо выше, чем по миру. Например, в тех же США или Эмиратах автомобили стоят гораздо дешевле — что новые, что с пробегом. Наши дороги опять превращаются в свалки старой техники или российского ширпотреба. Даже контракты на автосборочные производства приходят в Казахстан через Россию. Российские товары заполонили наши магазины, убивая всякую конкуренцию демпингом и административным ресурсом. Налицо диктат и навязывание нам невыгодных, а где-то и кабальных условий.
В свете «санкционной войны» многие негативные его проявления уже заметно влияют на нашу страну и ее экономику. Вместо налаживания испорченных отношений и смягчения углов Россия выбрала путь непрерывной конфронтации со всем западным миром, и конца этим скандалам и ухудшению отношений не видать. Дальше будет только хуже. Пора избавляться от такой неудобной ноши. Казахстан должен быть более независим в своей политике и экономике. Только четкий прагматизм, эффективный рационализм и здоровый национальный эгоизм должны быть основным принципом сотрудничества с другими странами, и прежде всего с соседями. Пора делать выбор, с кем мы — независимая страна, которая на равных сотрудничает со всем миром прежде всего себе во благо, или невнятный сателлит соседа.