Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны

Насколько Актау приспособлен для инвалидов-колясочников, сотрудники «Лады» проверили на себе. Идея опробовать актауские пандусы на «удобность» родилась у нас после того, как наш город посетил инвалид-колясочник из Павлодара Артур Руссман.


Уже несколько месяцев Артур ездит по городам Казахстана в рамках своего собственного проекта «Доступная среда». Парень задался целью обратить внимание граждан, чиновников и предпринимателей на проблемы инвалидов-колясочников и на то, что многие из привычных повседневных маршрутов горожан для людей с ограниченными возможностями недоступны.

- Для начала я хотел узнать — может ли инвалид-колясочник путешествовать по Казахстану. Мне хочется, чтобы при строительстве объектов учитывались и потребности людей с ограниченными возможностями, - говорит Артур.

Артур объехал не так много городов, посетил Астану, Алматы, Караганду, Атырау и Актау.
По мнению парня, самым доступным из этих городов для инвалидов на сегодняшний день является Павлодар.

- В Павлодаре есть общественный транспорт — автобусы и трамваи, которыми может воспользоваться инвалид-колясочник. Они оборудованы специальными откидными платформами. Я очень редко пользуюсь общественным транспортом хотя бы потому, что такие автобусы ходят редко, и их приходится долго ждать. Чаще я пользуюсь услугами «инватакси», - рассказывает Артур.

С трамваями дела обстоят сложнее. По словам молодого человека, остановки совсем не оборудованы для инвалидов. Их необходимо поднять сантиметров на 30-40 от земли, потому что сейчас угол наклона платформы получается слишком крутым, подняться по нему невозможно даже на современной электроколяске.

У нас в Актау ничего подобного нет вообще. Более того, поездив по городу на инвалидной коляске, я сама пришла к выводу, что 99 процентов всех установленных пандусов сделаны исключительно для галочки, для использования по своему прямому назначению непригодны.

Сам Артур многого о доступности Актау сказать не смог. Здесь он гостил всего два дня, и за это время молодой человек успел оценить только спуск к морю в 7 микрорайоне.

- Я давно мечтал увидеть море, и поэтому, приехав в ваш город, мы первым делом отправились на пляж. Попытались спуститься по спуску около отеля «Ренессанс». Он, конечно, никак не предназначен ни для спуска на коляске, ни для подъема. Там можно запросто убиться. В итоге нам пришлось все объезжать до самого низа, и только так мы смогли попасть на пляж, - делится Артур.

Это в своем блоге написал про Актау Артур.


Насколько предназначены спуски в 4 и 5 микрорайонах, мы проверили уже сами.

Спуск на «Тарасике» был построен еще во времена СССР. Тут помимо лестниц есть и покатая дорога до самого низа. Правда, с тех самых времен «Совка» ремонт спуска не проводился. На коляске ехать очень тяжело - все в ямах и рытвинах. Но, по крайней мере, мы уверенно приближаемся к берегу моря.


Даже по покатой дорожке спуститься самостоятельно не удалось. Практически на каждом повороте мы встречаем небольшие лестницы, которые здоровый человек перескочит и не заметит, а человек на коляске, увы, преодолеть не сможет. Вывод: спуститься к морю без посторонней помощи на инвалидной коляске невозможно. Особого экстрима спуску придает пандус в конце пути — узкий, скользкий и под неимоверным наклоном.


Возле спуска в 5 микрорайоне мы просто постояли, так как самоубийство в мои планы на этот день не входило. Оценив визуально наклон пандусов, мы решили не рисковать. С полной уверенностью заявляю — спуститься по этим пандусам можно только ползком. Проблематично даже на двух ногах. На инвалидной коляске невозможно!


Дальше наш путь лежит в СОБЕС.
Этот пункт назначения мы внесли в свой список потому, что это - то место, куда инвалиды приходят по необходимости: здесь оформляются пособия, а также выдаются коляски. Кстати, выдача колясок - это отдельная длинная история. Закупаются они почему-то без учета индивидуальных потребностей отдельно взятого человека. Бюрократическая волокита и правила выдачи просто абсурдны.

Не так давно к нам обращалась женщина — мама ребенка с диагнозом ДЦП. Она три года пытается получить для сына коляску с необходимыми креплениями, так как обычная для ребенка травмоопасна. Оказалось, что индивидуальные особенности коляски должны прописываться в отделе, в котором они прописаться априори не могут. В их бланках даже пункта такого нет. А без этих пунктов уже другой отдел не может правильно оформить госзакупку, то есть указать индивидуальные особенности. В итоге мамам предлагают брать, что дают, даже если это совершенно не нужно. В заключении скажу, мы с этой мамой ходили по кабинетам два месяца. Коляску нам пообещали выдать в ближайший месяц и даже сделали выговор тем, кто не оформил нашу заявку, как полагается. С тех пор прошло три месяца. Коляски до сих пор нет.

Это я к чему все рассказала — к тому, что проблемы инвалидов-колясочников, забота о них работниками социальных органов видна еще на въезде в тот самый СОБЕС. Пандус тут есть, но взобраться на него я смогла только с помощником. Намучившись, мы уперлись в запертую дверь. Все. Приехали. Доступ в СОБЕС для нас закрыт. Эта запертая дверь, как немая иллюстрация, объясняет, почему коляски выдаются людям абы какие, и почему матери обивают пороги социальной службы с детьми-инвалидами на руках, и почему просвета в этой ситуации нет, и в ближайшее время не будет.


Наш оператор Рашид, который решил, что мы что-то не так делаем, в итоге чуть не сломал себе шею, пытаясь въехать по пандусу в СОБЕС.


Следующий наш пункт назначения — аптека. Мы выбрали аптеку по адресу 12-1, так как она считается одной из доступных в городе по ценам на лекарства. Попасть в аптеку я не смогла ни самостоятельно, ни при помощи сопровождающего. Этот пандус делался исключительно для галочки.


Путь от дороги до аптеки преодолеть инвалиду на коляске без помощи посторонних также невозможно. Трубы, ямы, камни встречаются повсеместно.


Городская поликлиника в 7 микрорайоне (АГП №1). Пандусами оборудованы все бордюры от автомобильной стоянки. Есть пандус и на лестнице в холле, которая ведет к лифту...


К лифту, в который коляска не проходит...


Пандус у городского акимата остался для нас непокоренной вершиной. Разбитый снизу, скользкий, он ничем нам не помог в попытке попасть в административное здание. Возможно, это ответ на вопрос - почему все пандусы в городе представляют собой экстремальный аттракцион. Инвалиды—колясочники просто не могут попасть на прием к «сильным мира сего», чтобы рассказать о своих проблемах. А власть, по обыкновению, сама городских проблем не видит.


Проще всего нам было забраться по пандусам у драматического театра. Основную сложность для меня представляли только высокие бордюры вокруг здания.


Мы не стали проверять кинотеатры и торговые центры. Практически каждый из нас посещает их достаточно часто. Например, о пандусе в ТРК «Байтерек» ходят легенды. Он сделан под таким углом, что одного взгляда на него хватит, чтобы навсегда отказаться от мысли им воспользоваться. В трехэтажном ТЦ «Астана» внутри нет ни лифтов, ни пандусов. Колясочникам тут не место.


В наших кинотеатрах я тоже не видела специально отведенных рядов для инвалидов-колясочников. Хотя, например, в Москве все залы кинотеатров, в которых мы были, такими рядами оборудованы. Они шире, там легко проходит коляска. Возле каждого кресла есть свободное место, куда можно поставить пустую коляску. На каждой премьере фильма, которую мы посещали, эти ряды были заполнены.

В других городах у людей в инвалидных колясках есть хоть какой-то выбор. По желанию они могут вести активный образ жизни, посещать мероприятия, которые им интересны, решать ездить ли им на общественном транспорте или нанимать такси, пользоваться ли услугами провожатого или выходить из дома самостоятельно. В Актау инвалиды выбора лишены. Они вынуждены жить в затворничестве, зависеть от других и отказаться от мало-мальских радостей жизни, даже если это всего лишь посещение кинотеатра, выставки или берега моря.
Практически абсолютная социальная изоляция, пожалуй, этими четырьмя словами можно описать прошлое, настоящее и, к сожалению, ближайшее будущее актауских инвалидов.


Вопрос - почему адекватные, часто молодые, интересные и энергичные люди, прикованные к инвалидной коляске, выброшены на «обочину жизни», - нужно задавать не каждому отдельному предпринимателю, который при строительстве магазина, парикмахерской, кафе и т.п., устанавливает пандус исключительно для галочки, а тем, кто эти самые объекты принимает. Еще больше вопросов возникает к государственным структурам, пандусы у зданий которых вообще не выдерживают никакой критики. Вопросов нет только к тем, кто принимал городские объекты, например, актауские спуски к морю. Это как раз тот случай, когда говорить не о чем. Этих товарищей лучше посадить в коляску и пустить сверху по пандусу, который, по их мнению, вполне пригоден к использованию, потому, что пока не побываешь на месте людей, для которых пандусы - единственная возможность передвигаться, не поймешь, насколько это приспособление жизненно необходимо.


Артур Руссман надеется, что его проект повлияет на сознание людей. Он верит, если каждый отдельно взятый человек подойдет к проблеме доступности городов для инвалидов более сознательно, жизнь людей с ограниченными возможностями станет легче и разнообразней. Нам, как ни странно, тоже хочется в это верить. Но для того, чтобы мечта таких людей, как Артур, стала реальностью, одного «хотения» недостаточно. До тех пор, пока пандусы будут устанавливаться «потому что надо», а не потому, что «мы хотим видеть людей в инвалидных колясках среди наших посетителей», ситуация не изменится.

Доступность Актау для инвалидов, 2015

Автор: Рашид Исмагилов


Фото Ольги Ярославской