18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
09.10.2015, 14:26

Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны

Авторская колонка 36 34 236 Светлана Антонова
Насколько Актау приспособлен для инвалидов-колясочников, сотрудники «Лады» проверили на себе.
Идея опробовать актауские пандусы на «удобность» родилась у нас после того, как наш город посетил инвалид-колясочник из Павлодара Артур Руссман.

Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны

Уже несколько месяцев Артур ездит по городам Казахстана в рамках своего собственного проекта «Доступная среда». Парень задался целью обратить внимание граждан, чиновников и предпринимателей на проблемы инвалидов-колясочников и на то, что многие из привычных повседневных маршрутов горожан для людей с ограниченными возможностями недоступны.

- Для начала я хотел узнать — может ли инвалид-колясочник путешествовать по Казахстану. Мне хочется, чтобы при строительстве объектов учитывались и потребности людей с ограниченными возможностями, - говорит Артур.

Артур объехал не так много городов, посетил Астану, Алматы, Караганду, Атырау и Актау.
По мнению парня, самым доступным из этих городов для инвалидов на сегодняшний день является Павлодар.

- В Павлодаре есть общественный транспорт — автобусы и трамваи, которыми может воспользоваться инвалид-колясочник. Они оборудованы специальными откидными платформами. Я очень редко пользуюсь общественным транспортом хотя бы потому, что такие автобусы ходят редко, и их приходится долго ждать. Чаще я пользуюсь услугами «инватакси», - рассказывает Артур.

С трамваями дела обстоят сложнее. По словам молодого человека, остановки совсем не оборудованы для инвалидов. Их необходимо поднять сантиметров на 30-40 от земли, потому что сейчас угол наклона платформы получается слишком крутым, подняться по нему невозможно даже на современной электроколяске.

У нас в Актау ничего подобного нет вообще. Более того, поездив по городу на инвалидной коляске, я сама пришла к выводу, что 99 процентов всех установленных пандусов сделаны исключительно для галочки, для использования по своему прямому назначению непригодны.

Сам Артур многого о доступности Актау сказать не смог. Здесь он гостил всего два дня, и за это время молодой человек успел оценить только спуск к морю в 7 микрорайоне.

- Я давно мечтал увидеть море, и поэтому, приехав в ваш город, мы первым делом отправились на пляж. Попытались спуститься по спуску около отеля «Ренессанс». Он, конечно, никак не предназначен ни для спуска на коляске, ни для подъема. Там можно запросто убиться. В итоге нам пришлось все объезжать до самого низа, и только так мы смогли попасть на пляж, - делится Артур.

Это в своем блоге написал про Актау Артур.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Насколько предназначены спуски в 4 и 5 микрорайонах, мы проверили уже сами.

Спуск на «Тарасике» был построен еще во времена СССР. Тут помимо лестниц есть и покатая дорога до самого низа. Правда, с тех самых времен «Совка» ремонт спуска не проводился. На коляске ехать очень тяжело - все в ямах и рытвинах. Но, по крайней мере, мы уверенно приближаемся к берегу моря.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Даже по покатой дорожке спуститься самостоятельно не удалось. Практически на каждом повороте мы встречаем небольшие лестницы, которые здоровый человек перескочит и не заметит, а человек на коляске, увы, преодолеть не сможет. Вывод: спуститься к морю без посторонней помощи на инвалидной коляске невозможно. Особого экстрима спуску придает пандус в конце пути — узкий, скользкий и под неимоверным наклоном.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Возле спуска в 5 микрорайоне мы просто постояли, так как самоубийство в мои планы на этот день не входило. Оценив визуально наклон пандусов, мы решили не рисковать. С полной уверенностью заявляю — спуститься по этим пандусам можно только ползком. Проблематично даже на двух ногах. На инвалидной коляске невозможно!
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Дальше наш путь лежит в СОБЕС.
Этот пункт назначения мы внесли в свой список потому, что это - то место, куда инвалиды приходят по необходимости: здесь оформляются пособия, а также выдаются коляски. Кстати, выдача колясок - это отдельная длинная история. Закупаются они почему-то без учета индивидуальных потребностей отдельно взятого человека. Бюрократическая волокита и правила выдачи просто абсурдны.

Не так давно к нам обращалась женщина — мама ребенка с диагнозом ДЦП. Она три года пытается получить для сына коляску с необходимыми креплениями, так как обычная для ребенка травмоопасна. Оказалось, что индивидуальные особенности коляски должны прописываться в отделе, в котором они прописаться априори не могут. В их бланках даже пункта такого нет. А без этих пунктов уже другой отдел не может правильно оформить госзакупку, то есть указать индивидуальные особенности. В итоге мамам предлагают брать, что дают, даже если это совершенно не нужно. В заключении скажу, мы с этой мамой ходили по кабинетам два месяца. Коляску нам пообещали выдать в ближайший месяц и даже сделали выговор тем, кто не оформил нашу заявку, как полагается. С тех пор прошло три месяца. Коляски до сих пор нет.

Это я к чему все рассказала — к тому, что проблемы инвалидов-колясочников, забота о них работниками социальных органов видна еще на въезде в тот самый СОБЕС. Пандус тут есть, но взобраться на него я смогла только с помощником. Намучившись, мы уперлись в запертую дверь. Все. Приехали. Доступ в СОБЕС для нас закрыт. Эта запертая дверь, как немая иллюстрация, объясняет, почему коляски выдаются людям абы какие, и почему матери обивают пороги социальной службы с детьми-инвалидами на руках, и почему просвета в этой ситуации нет, и в ближайшее время не будет.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Наш оператор Рашид, который решил, что мы что-то не так делаем, в итоге чуть не сломал себе шею, пытаясь въехать по пандусу в СОБЕС.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Следующий наш пункт назначения — аптека. Мы выбрали аптеку по адресу 12-1, так как она считается одной из доступных в городе по ценам на лекарства. Попасть в аптеку я не смогла ни самостоятельно, ни при помощи сопровождающего. Этот пандус делался исключительно для галочки.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Путь от дороги до аптеки преодолеть инвалиду на коляске без помощи посторонних также невозможно. Трубы, ямы, камни встречаются повсеместно.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Городская поликлиника в 7 микрорайоне (АГП №1). Пандусами оборудованы все бордюры от автомобильной стоянки. Есть пандус и на лестнице в холле, которая ведет к лифту...
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


К лифту, в который коляска не проходит...
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Пандус у городского акимата остался для нас непокоренной вершиной. Разбитый снизу, скользкий, он ничем нам не помог в попытке попасть в административное здание. Возможно, это ответ на вопрос - почему все пандусы в городе представляют собой экстремальный аттракцион. Инвалиды—колясочники просто не могут попасть на прием к «сильным мира сего», чтобы рассказать о своих проблемах. А власть, по обыкновению, сама городских проблем не видит.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Проще всего нам было забраться по пандусам у драматического театра. Основную сложность для меня представляли только высокие бордюры вокруг здания.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Мы не стали проверять кинотеатры и торговые центры. Практически каждый из нас посещает их достаточно часто. Например, о пандусе в ТРК «Байтерек» ходят легенды. Он сделан под таким углом, что одного взгляда на него хватит, чтобы навсегда отказаться от мысли им воспользоваться. В трехэтажном ТЦ «Астана» внутри нет ни лифтов, ни пандусов. Колясочникам тут не место.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


В наших кинотеатрах я тоже не видела специально отведенных рядов для инвалидов-колясочников. Хотя, например, в Москве все залы кинотеатров, в которых мы были, такими рядами оборудованы. Они шире, там легко проходит коляска. Возле каждого кресла есть свободное место, куда можно поставить пустую коляску. На каждой премьере фильма, которую мы посещали, эти ряды были заполнены.

В других городах у людей в инвалидных колясках есть хоть какой-то выбор. По желанию они могут вести активный образ жизни, посещать мероприятия, которые им интересны, решать ездить ли им на общественном транспорте или нанимать такси, пользоваться ли услугами провожатого или выходить из дома самостоятельно. В Актау инвалиды выбора лишены. Они вынуждены жить в затворничестве, зависеть от других и отказаться от мало-мальских радостей жизни, даже если это всего лишь посещение кинотеатра, выставки или берега моря.
Практически абсолютная социальная изоляция, пожалуй, этими четырьмя словами можно описать прошлое, настоящее и, к сожалению, ближайшее будущее актауских инвалидов.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Вопрос - почему адекватные, часто молодые, интересные и энергичные люди, прикованные к инвалидной коляске, выброшены на «обочину жизни», - нужно задавать не каждому отдельному предпринимателю, который при строительстве магазина, парикмахерской, кафе и т.п., устанавливает пандус исключительно для галочки, а тем, кто эти самые объекты принимает. Еще больше вопросов возникает к государственным структурам, пандусы у зданий которых вообще не выдерживают никакой критики. Вопросов нет только к тем, кто принимал городские объекты, например, актауские спуски к морю. Это как раз тот случай, когда говорить не о чем. Этих товарищей лучше посадить в коляску и пустить сверху по пандусу, который, по их мнению, вполне пригоден к использованию, потому, что пока не побываешь на месте людей, для которых пандусы - единственная возможность передвигаться, не поймешь, насколько это приспособление жизненно необходимо.
Видимость заботы — когда ограниченные возможности абсолютно невозможны


Артур Руссман надеется, что его проект повлияет на сознание людей. Он верит, если каждый отдельно взятый человек подойдет к проблеме доступности городов для инвалидов более сознательно, жизнь людей с ограниченными возможностями станет легче и разнообразней. Нам, как ни странно, тоже хочется в это верить. Но для того, чтобы мечта таких людей, как Артур, стала реальностью, одного «хотения» недостаточно. До тех пор, пока пандусы будут устанавливаться «потому что надо», а не потому, что «мы хотим видеть людей в инвалидных колясках среди наших посетителей», ситуация не изменится.

Доступность Актау для инвалидов, 2015

Автор: Рашид Исмагилов


Фото Ольги Ярославской
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

26 комментарий(ев)
Едрапед
Едрапед
Забыли снять в собесе в 11 мкр. Там именно так, как должно быть. В Астане во многих домах подъезды оборудованы как положено. Актау, к сожалению, о своих жителях не беспокоится должным образом.
02.11.2015, 01:01
dogma
dogma
Да что говорить про инвалидов, когда здоровые люди но с детьми на колясках не могут попасть в магазины и организации.взять " Олжа"есть пандус, но он с боку,там часто стоят мелкие торговцы со своими стендеми да и не знаешь-коляску подымать или дверь держать,а спуск крутой.и еще меня поражают тротуары-к пример в 28 мкр-н, что напротив 29-хороший широкий,но не до конца доделанный в сторону 30мкрн. А дальше как-по воздуху с коляской по кочкам и ямам? Это хорошо что не земля, а камень и дождей почти не бывает.как появился ребенок и коляска сразу другими глазами смотришь.
19.10.2015, 00:15
jokerok
jokerok
kz1990,
Я то чем вас удивил? У нас никто ничего не будет соблюдать если не будет контроля.
Никто не проверяет соответствие пандусов вот и результат.
17.10.2015, 17:22
kz1990
kz1990
Запомните это Актау и Казахстан здесь для инвалидов ничего нету ни пандосов ни нормальных колясок.К сожалению большому нам до Европы и США еще далеко так как у нас деньги в нефтяной стране куда то деваются !

Цитата: jokerok
Закон Республике Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан"
5.3.3 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ой Джокер вы меня удивляете,у нас кто то законы соблюдает ?
17.10.2015, 16:56
jokerok
jokerok
Просто надо дрючить за такие пандусы, ведь в законе есть чёткие цифры определяющие технические характеристики пандусов. Согласен, соблюдать их затратно и никто не соблюдает, но никто и не проверяет.

Закон Республике Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан"
5.3.3 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Длина 1 подъёма на высоту 80см должна быть около 9 метров!

Есть ещё куча характеристик но не соблюдение пункта 5.3.3, я думаю, составляет основную проблему для инвалидов.
14.10.2015, 11:40
Нептун
Нептун
кстати, в ладу инвалиду-колячсочнику кое как въехать можно, а вот выехать уже нельзя
14.10.2015, 09:21
galgal
galgal
А эта ссылка к статье в ладе в 2014 году .. очень интересно почитать....советую..https://www.lada.kz/aktau_news/society/21317-v-16-obektah-so
cialnogo-znacheniya-aktau-budut-ustanovleny-pandusy-lifty-i-drugie-sredstva-dlya
-dostupa-invalidov.html
13.10.2015, 01:49
ssr_1981
ssr_1981
Светлана.
Вот читая такие статьи, видишь как трудятся настоящие журналисты! Низкий поклон Вам! Тема очень больная!
С Вас нужно брать пример Вашим коллегам из соседнего сайта, от которых одно вступление уже отталкивает.
12.10.2015, 16:41
pic
pic
В 7 мкр. построили здание нового банка и пандус сделан грамотно, пологий и длинный. К чему бы?
11.10.2015, 09:20
galgal
galgal
Rvera а как же вы.. инвалид по зрению..как вы пишете ориентируетесь по слуху по большей части, если судить по давнему комменту вашему вы и мужа на машине подвозите)))))) разве с таким плохим зрением права дают?вы ведь получается почти не видите...раз по слуху......ориентируетесь..вы уж определитесь или вы инвалид или здоровый человек.)))
11.10.2015, 00:09
galgal
galgal
Rvera инвалиды бывают разные......пишется по колясочников в первую очередь у которых трудности посещения и перемещения.....жаль что у вас инвалидность по зрению....но я так поняла вы адаптировались и работаете... и слава богу что вам не нужны пособия и не состоите на учете по инвалидности..возможно вас хорошо поддерживают дети и муж.семья....но есть и другие инвалиды которым все это очень необходимо..и таких много....у вас 3 группа инвалидности по зрению? или сложнее все.. раз вы преимущественно по слуху перемещаетесь.... мой личный вопрос а водительские права инвалиду по зрению выдают? это для меня... и при каком зрении если выдают....
10.10.2015, 18:05
Lepik
Lepik
Думаю эту статью надобыло на главную установить, а не как авторскую размещать с боку, это очень большая проблема! Жалко что люди с ограниченными возможностями лишины даже того что не могут попасть ни в одно заведение в городе из за халатности в первую очередь акимата ! Дай Бог что бы пришло время когда за это начнут наказывать в первую очередь акимат который благодаря коррупции вводил в эксплуатацию все заведения с такими пандусами !
10.10.2015, 17:03
Анна Валентиновна
Анна Валентиновна
Что значит не должен спорить,с работодателем,это смотря какая ситуация.Нет,если считать что работа от слова раб,то тогда нет,не стоит.Если мне работодатель скажет например,я хочу провернуть вот такую махинацию,давай вот тут поставим подписи и закроем глаза,украдём деньги ,прямо говоря,я должна буду подчиниться что ли?Нет,конечно можно и не спорить,сдать такого работодателя без разговоров.
10.10.2015, 13:04
Модератор №3
Модератор №3
galgal,
Лисичкина,
Уважаемые пользователи сайта!
Не отходите от темы.
Для межличностного общения, пожалуйста, пользуйтесь ЛС.
Комментарии не по теме будут удалены.
10.10.2015, 12:12
galgal
galgal
Комментарий удален за нарушение правил
10.10.2015, 12:10
Анна Валентиновна
Анна Валентиновна
В 9 мкр,недавно построили стоматологический кабинет,его ещё когда строили,я увидела что пандус у них с крутым подьёмом.Я спросила у рабочих,почему вы строите такой пандус,по нему же инвалиды не смогут подняться,зачем он тогда вообще нужен? Мне сказали :"Биз бильмиймыз.Э,койш."Ну ладно,это рабочие, им что сказали,они то и строят,хотя...хороший работник даже емли ему скажут сделать дерьмо,он будет спорить с работодателем,пытаясь,хотя бы пытаясь,доказать как лучше.
10.10.2015, 00:58
galgal
galgal
Лисичка....дак это Высоцкий....Гений....а тут...просто имеем дело с высокомерным всезнайкой.
"Высокомерный всезнайка претенциозный, вздорный, самоуверенный. Однако он не
знает самого главного - как вести себя с людьми, доказывает всем и каждому,
как он умен и сколько знаний помещается в его голове. Снисходительный тон
Всезнайки заставляет любого чувствовать неуверенно, глупее, в то время как
сам он чувствует себя еще умнее. Другое занятие Всезнайки - заваливать
данными и информацией. Спорить с ним невозможно, а вести содержательные
беседы тем более. Поскольку он знает все, ему нет нужды знать больше, тем
более, что в этом его просвещаете вы."
10.10.2015, 00:19
тишка
тишка
Как трудно быть АКИМом: 1. Дороги. 2. Больницы. 3. Вода. 4. Море. 5. Инвалиды. 6. Садики. 7. Продукты по доступным ценам. 8.Лифты. 9. Зеленые насаждения. 10. Мусор.11.Вечный огонь.12. Парк "Акбота". 13.Детские сады. и т.д .....Это так логическое отступление. Не дай Бог, оказаться в инвалидной коляске ни кому.....
09.10.2015, 23:55
Crazy Nomad
Crazy Nomad
Проблемы с пандусами?! Да у нас дороги то в ужасном состояний, у нас в 14-ом внутри районов дороги, будь то по ним танк проехался...
09.10.2015, 23:02
death cops
death cops
Да ужж! с пандусами в Актау тяжко, так же как и с парковками для инвалидов. Да что для инвалидов, вы попробуйте зимой когда снег лежит подняться без перил по лестнице в ТРК Астана! А, вот ведь задачка! Сколько лет уже существует ТРК Астана с этой огромной лестницей без перил?
09.10.2015, 20:41
galgal
galgal
по ходу Rvera как то связана с этими проблемами....не иначе..раз на все у нее ответ))))))наверное или она или кто то из родственников работают либо в собесе либо в акиматах либо ....все она знает... да только не знает что инвалиду очень много надо здоровья чтобы ездить крутить обода колес если руки слабые , а для того чтобы через интернет заказать для этого очень много надо..например сам интернет и компьютер и людей у которых есть время делать его ..инвалида ..дела.....,а самое главное дополнительные деньги на пересылку не говоря о самой существенной сумме за инв.кол с электроприводом и т.д.и т.п..., и советует где спус ..у ривьеры оказывается.. пусть еду инвалиды через весь город к примеру из 14 мкрн...., и живут оказывается инвалиды только в 3 мкрн..))))))ну не иначе Rvera владеет всей информацией об инвалидах по городу актау)))))))
09.10.2015, 18:28
ann5366
ann5366
Лада,Вам респект! Очень важную тему подняли! Жаль только что чиновникам,депутатам и т.д все, как с гуся вода!А таких тем,моментов и проблем в городе хватает!!!
09.10.2015, 17:23
Кошечка
Кошечка
Нам нужен хозяин города инвалид-колясочник. И тогда, как по дунавению волшебной палочки, все изменится!
09.10.2015, 16:50
galgal
galgal
Это конечно хорошо что вы подняли вопрос об инвалидах колясочниках..только почему то после приезда иногороднего инвалида-колясочника.....как будто раньше вы этого не знали......но лучше позже чем никогда.....вы видели по актау много ли гуляют инвалиды колясочники сами ...или хотя бы с сопровождением? нет.. есть единицы которых вывозят родственники или друзья....практически на всех спусках действительно убиться можно....я вам много чего могу рассказать об всем этом это отдельный разговор..... так как частенько вывожу на прогулку и т.д. инвалида 1 группы на инвалидном кресле.....везу его и ....вспоминаю нехорошим словом тех кто совершенно не думает о них..ну и соответственно о тех кто и вывозит....у нас в городе практически НИЧЕГО не приспособлено для инвалидов колясочников.....ни улицы,ни тротуары,ни набережная,ни спуск на набережную,ни общественныве учреждения, ни магазины и т.д.. почти ничего..... кое где имеются и спуск пологий как например в новом здании казмортрансфлот ..но это единицы...я уж не говорю о Акиматах и городском и областном ,НурОтан (относительно недавно инвалида колясочника пришлось везти в офис областной нуротан и.....на руках поднимали его на 3 этаж....вот так то,правда там сказали что рядом строится новое здание и там для инвалидов будет все приспособлено) и т.д. инвалиды то молчат.....а вот мне кричать во все горло хочется от всего этого..... потому что на себе все это прочувствовала....я уж не говорю об инвалидных колясках с электроприводом. в связи со слабостью рук.....это вообще утопия и несбывшаяся мечта для них......во первых--цены кусаюся, а органы соцзащиты не компенсипуют стоимость ее,а во вторых-эти коляски с электроприводом просто напросто не завозят в актау......вот и все.... а доставка естественно тоже платная.....наверное считают что инвалидам колясочникам в актау просто не нужны кресла с электроприводом ....если бы они у них были они бы многое сами делали и кто может и работали бы.. но нет.. видимо считают что актауским это не надо......
это вообще конечно очень серьезный вопрос я его нужно решать ..от такого никто не застрахован..не дай бог....
09.10.2015, 16:12
Nina Kolobova
Nina Kolobova
Узаконенный беспредел. Чем думают те, кто принимают эти пандусы? Как жить людям с ограниченными движениями? Делается для галочки.
09.10.2015, 15:54
Erlan84
Erlan84
чиновникам не понять какого быть инвалидом, пока сами не окажутся в таком положении!
09.10.2015, 15:18
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.