Родители воспитанников специализированных коррекционных школ Актау жалуются на безразличие властей

Елена Хачатрян, третий год бьется в чиновничьи двери с просьбой о том, чтобы для таких же детей, как ее сын в Актау были созданы хоть какие-то условия для получения профессионального образования. Родители детей с ограниченными возможностями говорят, что права их детей нарушаются ежедневно и на сегодняшний день они видят единственный выход — отказаться от своих детей и "посадить их на шею" государству, раз государство не хочет выполнять свой конституционный долг.

Мама Роберта Хачатряна — инвалида детства, Елена Хачатрян, третий год бьется в чиновничьи двери с просьбой о том, чтобы для таких же детей как ее сын, в Актау были созданы хоть какие-то условия для получения профессионального образования.

Детей, которым диагностировали задержку в развитии, обучают в специальных коррекционных школах-садах до 9 класса, а затем выпускают в никуда. С дипломами таких школ бывших воспитанников брать никуда не хотят, даже если их показатели здоровья уже улучшились.

Елена Хачатрян написала десятки писем в акимат города Актау и Управление образования. По словам женщины, каждый раз ей обещали разобраться в их ситуации, но каждый раз тщетно. Ее сын далеко не единственный, кто сталкивается с такой проблемой. Каждый год из специализированной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями выпускаются порядка 50 человек.

- В специализированной школе им дают первоначальные навыки. Как читать, писать и считать. Что с ними будет дальше, после того, как они оканчивают 9 классов, больше никого не интересует. Я была в Астане, в Алматы и других городах Казахстана, и могу сказать, что там есть специальные учреждения, куда детей можно отдавать и где они впоследствии учатся на швею, повара, сапожника, компьютерщика, массажиста. А в нашем такого городе нет. Я написала за эти три года горы писем во все возможные инстанции, просила, чтобы открыли хотя бы одно отделение для таких детей. И здесь не идет речь о получении профессии экономиста. Мы хотим, чтобы наши дети овладели самыми обычными рабочими специальностями и завтра, когда нас, их родителей, не станет, могли бы сами себя прокормить, - говорит Елена Хачатрян.


По словам обеспокоенных родителей, их дети едва ли отличаются от всех обычных детей.

- Моему сыну в октябре будет 18 лет. Как только мы выпустились после 9 класса, мы сидим дома и не можем пойти ни учиться, ни работать, хотя школу закончили хорошо. А все потому, что после специализированной коррекционной школы нас просто-напросто никуда не берут. Хотя мой сын занимается футболом и уже объездил весь Казахстан. Он побывал в Греции, в Амстердаме и везде его команда занимала призовые, в том числе первые места. Он всегда с удовольствием участвует во всех мероприятиях, играет в шахматы, и полностью сам себя обслуживает без чьей-либо помощи. Поэтому мне, конечно, как матери хочется, чтобы он обрел хоть какую-то профессию, - говорит Лаура Березина.

В этом году 1 сентября в Актау открылась областная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями. В ней, по словам директора Майи Шариповой, предусмотрены классы, в которых детей будут обучать профессиональным навыкам, в частности обувному, столярному и швейному делу, а также озеленению. Но далеко не все дети, по словам Майи Шариповой, могут получить специальность.

- Есть специальные инструкции, типовые положения о том, что дети с умственной отсталостью получают справку, что они действительно обучились и получили коррекционную помощь, но в колледжах и в высших учебных заведениях по состоянию здоровья они продолжать обучение не могут. Как специалист, как дефектолог, я могу уверено сказать, что если ребенку поставили диагноз "умственная отсталость", и пока он обучается во вспомогательной школе, и им занимаются специалисты, а у него нет продвижения в учебе, то естественно, этот ребенок не сможет получить какую-то специальность в колледже, потому что он просто-напросто не освоит программу. И хотя во вспомогательной школе они учатся 9 лет, но их программа — это программа начального обучения в общеобразовательной школе. Таким образом, ребенок, проучившийся 4 класса в общеобразовательной школе, естественно, не может соответствовать уровню колледжа. С такими диагнозами дети могут быть дворниками, к примеру, у нас предмет озеленение, они могут работать в этой сфере, но никак не учиться в колледже, - говорит директор школы-интерната.

В свою очередь, врач-психолог, психотерапевт Мангистауского областного психоневрологического диспансера Сабит Мусанов считает, что каждый случай нужно рассматривать индивидуально. И говорит, что большинство детей, стоявших когда-то на учете у психиатра, сегодня самостоятельно работают и обслуживают себя.

- Еженедельно при областном психоневрологическом диспансере заседает врачебно-консультативная комиссия в составе семи человек с присутствием психолога. Стоит основной вопрос-способен ли этот мальчик, сегодня уже овладеть навыками профессиональными, которые в дальнейшем могли бы прокормить не только его самого, но и его семью, если он имеет намерения ее создать. Также, может ли он быть адаптирован в социальном и трудовом отношении, то есть найти себе место в жизни и не быть обузой. Еженедельно, не скажу, что всех снимаем с учета, но большее количество ребят сегодня адаптированы, имеют профессии, работают возле «костаправов» автослесарями, каменщиками, плотниками, сантехниками. То есть выполняют такие работы, которые не требуют больших интеллектуальных способностей. Особенно с развитием компьютерной техники, работают и в магазинах, и на предприятиях. Поэтому в каждом случае надо подходить индивидуально и объективно. Поскольку есть и такие лица, которые могут быть социально опасными в силу расстройств поведения. Их мы никак не можем снять с учета и они должны получать лечение. Но таких очень мало, поэтому будем оптимистично настроены. Ведь мы все являемся родителями и всегда стараемся принимать решения в пользу ребенка, - говорит Сабит Рашидович.

В свою очередь, в Управлении образования маме Роберта - Елене Хачатрян сообщили, что выпускники специальных коррекционных школ не обучаются по стандартам основной и общей формы обучения, поэтому они не могут продолжить дальнейшее обучение. А также, что на сегодняшний день в области нет учреждений для обучения выпускников коррекционных школ.

Фото автора. Видео Рашида Исмагилова