Общественные слушания по строительству нового развлекательного центра на месте ТЦ «Казахстан» не состоялись

Новый торговый центр должен, согласно проекту, разместиться на месте действующего «ШУМа». Планируется, что в нем будут детские комнаты, ледовый каток и многое другое. Перед центром, согласно проекту, где сейчас стоят скамейки, будет благоустроенная парковка. Центр протянется практически до культурно - досугового комплекса имени Абая. Новый торговый центр должен, согласно проекту, разместиться на месте действующего «ШУМа». Планируется, что в нем будут детские комнаты, ледовый каток и многое другое. Перед центром, согласно проекту, где сейчас стоят скамейки, будет благоустроенная парковка. Центр протянется практически до культурно - досугового комплекса имени Абая.

Общественные слушания должны были состояться в субботу, 3 ноября, во Дворце Абая. На них пришли порядка 40 горожан. Также присутствовал представитель отдела архитектуры и сами заказчики проекта. Но ни главного архитектора, ни депутатов, ни представителей городской администрации на слушаниях не было.

- Согласно действующего законодательства по всем видам строительства на территории города Актау проводятся общественные слушания. Сегодня мы собрались, чтобы выслушать застройщиков. Данные эскизные проекты уже были рассмотрены на градсоветах города и области, - отметил Даулеткали Джанабаев, специалист отдела архитектуры.

Он же пояснил, что в акимате города в настоящее время также еще одно проводится заседание, в котором принимает участие главный архитектор, в связи с чем он опаздывает на слушания. Но жители были возмущены данным фактом и приняли решение перенесли слушания на другой день. На что заказчик ответил: «Мы итак полгода ждем, сколько еще можно».

На вопрос присутствующих: «Зачем отбирать у людей воздух? Стройте в «Актау-сити», он ответил: «Вы же не знаете, как строить бизнес». Но горожане все-таки решили покинуть слушания, признав их тем самым несостоявшимися.
- Для заседания должен создавать протокол. А сейчас мы посидим, поговорим и все без толку, - отметил Марат Шушаков – директор музея ТОО «ПМК», участник слушаний.

- Одни увеселительные заведения. Сколько можно веселиться, - сетовали участники слушаний.


Пока длилось ожидание, Марат Туркпенбаевич рассказал о том, как создавался город и какую ценность имеет для города торговый центр «ШУМ».

- Я понимаю, что движет отдельными людьми. Но раньше, когда что-то строили, была какая-то концепция, какая-то идея. Что-то брали за основу. И эту основу сейчас душат. Правильно сказал аким области, людям не дали доступ к морю. Перегородили нас решетками, заборами. Это наш менталитет. Как только мы начинаем что-то строить, обязательно строим двухметровый забор.

В 98-м году, когда согласовали с администрацией, с архитектурой, решили поставить памятник Григоряну. И встал вопрос: «Где его поставить», предложили в городском парке нынешней «Ак Боте». Прошло три года, загородили парк. И отрезали нам этот кусок. А ведь там когда-то была первая стоянка геологов. Вокруг вообще еще ничего не было.

А Григорян говорил так: «На Мангышлак можно привести все, кроме тени и деревьев». И вот эту концепцию мы сейчас нарушаем. Во что превратили «ШУМ» в погоне за торговыми площадями. Помните, этот купол. Этот купол в диаметре 36 метров. Такой есть только в Канаде 24 метра. И сделан он методом непрерывной заливки бетона. Этот был уникальный метод и он был знаменит чуть ли ни в мире. Когда делали каркас этого купола, под него нужно было загнать бетон. И несколько насосов качали его в течении нескольких месяцев, не останавливаясь ни на секунду, иначе все бы это повисло. Он представлял собой обыкновенную пиалу, поставленную на специальные консулы. И там всегда был микроклимат. Теперь что получилось, это бородавка на теле «ШУМа».

А раньше под ним ты испытывал необыкновенные ощущения прохлады и в любую жару там было прохладно. И именно это было целью данного купола. Сейчас вы даже если его не знаете, то больше никогда не увидите, потому что он застроен и сверху и снизу и сделаны торговые площади во имя денег.

Его покрасили цветом, который вообще ни во что не вписывается. Синий, это что мечеть? Зачем? Там же цветовая гамма совершенно другая. Кинозал. Когда-то он создавался для людей. Его очень быстро за 8 месяцев построили, потому что молодежи не куда было идти. 47-е общежитие, в каждом по тысяче человек. Хотя бы половина выйдет и что делать? Некуда идти. Принимают решение и сдают его за 8 месяцев. Именно не кинотеатр, а кинозал. Что построили вместо него? Имперский стиль. Он напоминает трон без сидений. Стиль государств эпохи Гитлера.

Я не понимаю такую архитектуру, она не вписывает ни в какую концепцию. И дальше это будет продолжаться и продолжаться. Какую архитектурную ценность представляет это «Алатау»? Стеклянная коробка. Все загорожено. Это совершенно другой город. «Тамшалы»- убогое 10-12-этажное здание, ничего собой не представляющее. Рядом стоит какой-то утюг. За ним ломанное здание стоит.

И все они такие, практически любое здание - нет мысли архитектурной. У нас город был уникальный. За что нам давали премию. Ее не городу давали, а авторскому коллективу за гуманизацию окружающей среды. За то, что мы проживали в комфортных условиях. Наши старые дома все снижали температуру на 10-15 градусов с помощью галерей, лоджий и других моментов.

Но другие времена, другие идеи сейчас овладевают. Но если мы город будем так по кусочкам отдавать, я не знаю, что здесь будет. Сейчас проголосуем, а завтра неизвестно, что получится. В 28 микрорайоне есть дом. Построили его 5-этажным. А потом ушли в убыток и достроили шестой этаж. Теперь нужен лифт. Прибыль бежит впереди. И мы, грубо говоря, загадим этот центр, возьмемся за второй и каждый раз к нам будут приходить, нас будут уговаривать. «Лазурный берег» отклонили, потому что понаставили три этажа. Уже лет 7-8 стоят.

И вся красота меркнет. Что мы будем иметь завтра? В любом случае, если мы болеем за город, мы должны сказать свое слово. Сделать это правильно, логично и убедительно. Человек сконструирован так, что у него все на месте. А нам сейчас руку пришивают к голове и так далее. И будем мы монстрами», - выразил свое мнение Марат Шушаков.

фото Ольги Ярославской