Кажимурат Хайрушев: Актау дважды едва не взлетел на воздух из-за заводов

Экс-глава ДЧС Мангистауской области Кажимурат Хайрушев рассказал, как Актау дважды едва не взлетел на воздух из-за заводов. Предотвратить трагедию удалось благодаря работам спасателей, в то время как горожане даже не знали об опасности, передаёт NUR.KZ со ссылкой на газету «Время». На сайте NUR.KZ сообщается, что сейчас Кажимурат Хайрушев на пенсии, но его до сих пор беспокоит безопасность казахстанцев в быту и на производстве. Он по личному опыту знает, что шутить с этой темой нельзя.

- Кажимурат Хайрушев руководил областным департаментом по ЧС в конце 90-х. В эти годы большая часть промышленных заводов региона была в полуразрушенном состоянии. В середине 1999 года Кажимурат Хайрушев получил документы, из которых следовало, что на заводе, производившем пластмассу, но закрывшемся из-за банкротства, находится 75 тонн перекисных соединений, у которых истёк срок годности. Эти вещества могли запросто взорваться в любой момент, - говорится на сайте NUR.KZ.

Сам Кажимурат Хайрушев признаётся, что на тот момент даже не осознавал, насколько это опасно, но, что ситуация достаточно серьезна, понял сразу. Он написал письмо в правительство и попросил прислать в регион комиссию, которая бы решила, что делать с веществами.

Прибывшая комиссия установила, что, если бы все эти 75 тонн перекисных соединений взорвались, то взрывная волна уничтожила бы не только завод, но и весь Актау. Кроме того, волна бы зацепила и атомный реактор БН-350, который хотя и не работал к тому времени, но стержни в нём еще оставались.

- Ситуация на предприятии была названа чрезвычайной, но горожан об этом предупреждать не стали: могла подняться паника среди населения. Поскольку вывезти все 75 тонн в одно мгновение было невозможно, необходимо было застраховаться от случайного взрыва, вероятность которого была довольна высока - на дворе стояла жара, а химвещества могли дать реакцию при высокой температуре. Проблема была ещё и в том, что после остановки производства на территорию завода перестали подавать электроэнергию и воду. Тогда я сам добился подачи на завод воды и электричества. В итоге целый год, пока постепенно с предприятия вывозились эти вещества, спасатели поливали их холодной водой, - рассказал Кажимурат Хайрушев.

Едва успели спасатели отойти от этой ЧС, как стало известно о другой: на химическом горно-металлургическом заводе хранились 16 бочек фтористого водорода. Если бы эти бочки разгерметизировались, то последствия были бы даже хуже, чем от взрыва перекисных соединений - они бы уничтожили все в радиусе 20 километров.

Кажимурат Хайрушев вспоминает, что на эту ЧС было выделено всего четыре дня. Спасатели решили бороться с проблемой прямо на территории завода: они наполнили огромный бетонный бассейн раствором воды и кальцинированной соды. В этот раствор опускали бочки с опасным веществом, а когда их вскрывали, раствор нейтрализовал действие фтористого водорода.

Кажимурат Хайрушев отмечает, что работа с фтористым водородом чрезвычайно опасна: бочки нельзя трясти, нести их нужно было очень аккуратно - они могли взорваться. Кроме того, таким веществом можно отравиться: если оно попадает на кожу, человек сначала не почувствует ничего, но на следующий день на месте попадания вещества появляются язвы, а ожоги появляются даже на слизистой глаза. Если же такой водород вдохнуть, то он разрушит ткани лёгких.

Чтобы в случае чего успеть помочь спасателям, на территории завода во время операции дежурили и медики, и пожарные. Вся ответственность за операцию лежала на Кажимурате Хайрушеве.

Экс-глава ДЧС считает, что главное в работе спасателей - не ликвидация последствий трагедии, а её недопущение.