Казахстан, Россия и Белоруссия создадут единый центробанк

Как стало известно Forbes.kz, в проекте договора о Евразийском экономическом союзе появился пункт о создании наднационального регулятора финансового рынка уже в 2015

В прежней редакции раздела XI «Регулирование финансовых рынков» говорилось: «Государства-члены ЕАЭС принимают меры по созданию наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-членов с его расположением в городе Алматы». Теперь этот пункт выглядит так: «Стороны в 2015 году примут решение о полномочиях, функциях и сроке создания наднационального органа по регулированию финансового рынка государств Сторон».

Новая редакция была принята решением коллегии ЕЭК 16 января 2014 Единственное, что при этом беспокоило казахстанскую сторону, – то, что надо расположить этот орган в Алматы.

Между тем, Ассоциацию финансистов Казахстана беспокоит то, что редакция ставит конкретные и очень сжатые сроки в ситуации, когда не только не апробированы, но и не выработаны механизмы согласования денежно-кредитной политики, пруденциального регулирования, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики, не созданы детальные механизмы взаимодействия инфраструктуры различных финансовых рынков. Следует отметить также, что создание, по сути, единого для трёх стран центрального банка подразумевает полную гармонизацию финансового законодательства.

Директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов считает, что вообще на той стадии интеграции финансовых рынков трех государств, которая в целом предусматривается проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, необходимости в создании наднационального органа по регулированию финансового рынка нет.

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан тоже считает нецелесообразным расширение наднациональных полномочий ЕЭК на данном этапе интеграции.

Национальная палата предпринимателей вообще считает, что работники Нацбанка руководствовались, возможно, некими карьерными соображениями. «Позиция Национального банка РК относительно создания наднационального регулятора в г. Алматы сформирована при председательствовании Григория Марченко. Считаем, что такая позиция мотивирована созданием карьерных возможностей для работников Национального банка РК», - сказали Forbes.kz в НПП. Там считают, что полномочия наднационального органа будут шире полномочий национальных регуляторов, что приведет к потере самостоятельности в регулировании финансового сектора: «Передача ключевых полномочий, которые касаются стабильности финансовой системы, может нанести значительный ущерб национальным интересам Республики Казахстан. Кроме того, в настоящее время Республикой Казахстан предусматривается ряд изъятий в финансовом секторе, сроки действия которых не определены. Данные изъятия направлены на обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан».

Впрочем, если даже позиция и формировалась при Григории Марченко, то подписывалось решение уже при Кайрате Келимбетове, который имел со времени своего назначения достаточно времени, чтобы позаботиться о национальных интересах по линии возглавляемого им ведомства. Как стало известно Forbes.kz, в проекте договора о Евразийском экономическом союзе появился пункт о создании наднационального регулятора финансового рынка уже в 2015

В прежней редакции раздела XI «Регулирование финансовых рынков» говорилось: «Государства-члены ЕАЭС принимают меры по созданию наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-членов с его расположением в городе Алматы». Теперь этот пункт выглядит так: «Стороны в 2015 году примут решение о полномочиях, функциях и сроке создания наднационального органа по регулированию финансового рынка государств Сторон».

Новая редакция была принята решением коллегии ЕЭК 16 января 2014 Единственное, что при этом беспокоило казахстанскую сторону, – то, что надо расположить этот орган в Алматы.

Между тем, Ассоциацию финансистов Казахстана беспокоит то, что редакция ставит конкретные и очень сжатые сроки в ситуации, когда не только не апробированы, но и не выработаны механизмы согласования денежно-кредитной политики, пруденциального регулирования, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики, не созданы детальные механизмы взаимодействия инфраструктуры различных финансовых рынков. Следует отметить также, что создание, по сути, единого для трёх стран центрального банка подразумевает полную гармонизацию финансового законодательства.

Директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов считает, что вообще на той стадии интеграции финансовых рынков трех государств, которая в целом предусматривается проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, необходимости в создании наднационального органа по регулированию финансового рынка нет.

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан тоже считает нецелесообразным расширение наднациональных полномочий ЕЭК на данном этапе интеграции.

Национальная палата предпринимателей вообще считает, что работники Нацбанка руководствовались, возможно, некими карьерными соображениями. «Позиция Национального банка РК относительно создания наднационального регулятора в г. Алматы сформирована при председательствовании Григория Марченко. Считаем, что такая позиция мотивирована созданием карьерных возможностей для работников Национального банка РК», - сказали Forbes.kz в НПП. Там считают, что полномочия наднационального органа будут шире полномочий национальных регуляторов, что приведет к потере самостоятельности в регулировании финансового сектора: «Передача ключевых полномочий, которые касаются стабильности финансовой системы, может нанести значительный ущерб национальным интересам Республики Казахстан. Кроме того, в настоящее время Республикой Казахстан предусматривается ряд изъятий в финансовом секторе, сроки действия которых не определены. Данные изъятия направлены на обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан».

Впрочем, если даже позиция и формировалась при Григории Марченко, то подписывалось решение уже при Кайрате Келимбетове, который имел со времени своего назначения достаточно времени, чтобы позаботиться о национальных интересах по линии возглавляемого им ведомства.