30 апреля 1945 г. Р.Кошкарбаев и Г.Булатов водрузили красное знамя над Рейхстагом

В мае 2007 го­да Ин­сти­тут во­ен­ной ис­то­рии Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны Рос­сии офи­ци­аль­но под­твер­дил факт во­дру­же­ния бо­е­во­го зна­ме­ни над рейхс­та­гом ка­зах­стан­цем Ра­хим­жа­ном Кош­кар­ба­е­вым. Об со­об­щил ис­то­рик Бу­лат Аса­нов, ко­то­рый до­бил­ся вос­ста­нов­ле­ния ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти, об­ра­тив­шись с пись­мом к Вер­хов­но­му глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­му Во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми Рос­сии Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну. В мае 2007 го­да Ин­сти­тут во­ен­ной ис­то­рии Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны Рос­сии офи­ци­аль­но под­твер­дил факт во­дру­же­ния бо­е­во­го зна­ме­ни над рейхс­та­гом ка­зах­стан­цем Ра­хим­жа­ном Кош­кар­ба­е­вым. Об со­об­щил ис­то­рик Бу­лат Аса­нов, ко­то­рый до­бил­ся вос­ста­нов­ле­ния ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти, об­ра­тив­шись с пись­мом к Вер­хов­но­му глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­му Во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми Рос­сии Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну.

По­сле про­ве­ден­ных ар­хив­ных ис­сле­до­ва­ний рос­сий­ская сто­ро­на до­ку­мен­таль­но под­твер­ди­ла уча­стие на­ше­го зем­ля­ка в ис­то­ри­че­ском со­бы­тии, про­изо­шед­шем 30 ап­ре­ля 1945 го­да. Вме­сте с крас­но­ар­мей­цем Гри­го­ри­ем Бу­ла­то­вым, лей­те­нант 150-й стрел­ко­вой ди­ви­зии 3-й удар­ной ар­мии 1-го Бе­ло­рус­ско­го фрон­та Ра­хим­жан Кош­кар­ба­ев, ко­то­ро­му то­гда бы­ло все­го 21 год, во­дру­зил бо­е­вое зна­мя над рейхс­та­гом. До­ку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий это со­бы­тие, пе­ре­дан Б.Аса­но­вым в дар Цен­траль­но­му го­су­дар­ствен­но­му му­зею РК.

Со­глас­но жур­на­лу бо­е­вых дей­ствий 150-й стрел­ко­вой ди­ви­зии в 14 ча­сов 25 ми­нут 30 ап­ре­ля 1945 го­да лей­те­нант Ра­хим­жан Кош­кар­ба­ев и ря­до­вой Гри­го­рий Бу­ла­тов «по-пла­стун­ски под­полз­ли к цен­траль­ной ча­сти зда­ния и на лест­ни­це глав­но­го вхо­да по­ста­ви­ли крас­ный флаг». В сво­ей кни­ге «Мы штур­мо­ва­ли рейхс­таг» Ге­рой Со­вет­ско­го Со­ю­за И. Ф. Клоч­ков пи­шет, что «лей­те­нант Р. Кош­кар­ба­ев пер­вым при­кре­пил к ко­лонне крас­ный фла­жок».

Вот как опи­сы­вал во­дру­же­ние пер­во­го крас­но­го зна­ме­ни сам Кош­кар­ба­ев:

- Ком­бат Да­вы­дов под­вел ме­ня к ок­ну. (Это еще в «до­ме Гимм­ле­ра»). «Ви­дишь, — го­во­рит, — рейхс­та­г? Под­бе­ри нуж­ных лю­дей, бу­дешь во­дру­жать флаг». И пе­ре­дал мне тем­ный, до­воль­но тя­же­лый свер­ток — флаг, за­вер­ну­тый в чёр­ную бу­ма­гу. С груп­пой раз­вед­чи­ков я вы­ско­чил из ок­на. Вско­ре нам при­ш­лось всем за­лечь. На­чал­ся силь­ный огонь. Воз­ле ме­ня остал­ся один бо­ец. Это был Гри­го­рий Бу­ла­тов. Он все спра­ши­вал: «Что мы бу­дем де­лать, то­ва­рищ лей­те­нан­т?» Мы ле­жа­ли с ним воз­ле рва, за­пол­нен­но­го во­дой. «Да­вай по­ста­вим свои фа­ми­лии на фла­ге», — пред­ло­жил я ему. И мы хи­ми­че­ским ка­ран­да­шом, ко­то­рый у ме­ня ока­зал­ся в кар­мане, тут же под мо­сти­ком ле­жа, на­пи­са­ли: «674 полк, 1 б-н». И вы­ве­ли свои име­на: «Л-т Кош­кар­ба­ев, кр-ц Бу­ла­тов». Мы тут про­ле­жа­ли до тем­но­ты. По­том на­ча­лась арт­под­го­тов­ка, и с пер­вы­ми же вы­стре­ла­ми ее мы под­бе­жа­ли к рейхс­та­гу. Я под­нял Бу­ла­то­ва, при­дер­жи­вая его за но­ги, и тут на вы­со­те вто­ро­го эта­жа уста­но­ви­ли флаг…

За со­вер­шён­ный по­двиг ко­ман­до­ва­ние пол­ка пред­ста­ви­ло лей­те­нан­та Кош­кар­ба­е­ва и крас­но­ар­мей­ца Бу­ла­то­ва к зва­нию Ге­роя Со­вет­ско­го Со­ю­за, но на­граж­дён он был ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. По­сле вой­ны Кош­кар­ба­ев ра­бо­тал управ­ля­ю­щим го­сти­ни­цы «Ал­ма-Ата» в од­но­имен­ном го­ро­де.

В со­вет­ской ис­то­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре бы­ло офи­ци­аль­но за­креп­ле­но, что Зна­мя По­бе­ды — штур­мо­вой флаг 150-й ор­де­на Ку­ту­зо­ва II сте­пе­ни Ид­риц­кой стрел­ко­вой ди­ви­зии, был во­дру­жен 1 мая 1945 го­да на ку­по­ле зда­ния рейхс­та­га в го­ро­де Бер­лине во­ен­но­слу­жа­щи­ми Крас­ной Ар­мии Алек­се­ем Бе­ре­стом, Ми­ха­и­лом Его­ро­вым и Ме­ли­то­ном Кан­та­рия.