В Казахстане вслед за бензином может подорожать и авиатопливо

Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может подорожать. Таким мнением с LS поделился вице-президент по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Даулет Мамеков. Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может подорожать. Таким мнением с LS поделился вице-президент по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Даулет Мамеков.

Из-за критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в стране, могут пострадать и другие сектора. В частности, участники авиационного рынка не исключают повышения стоимости горючего для самолетов. В беседе с корреспондентом LS, представитель алматинского аэропорта заявил, что на рынках ГСМ, как автомобильного, так и авиационного ситуации схожие.

«Наши нефтеперерабатывающие заводы не могут обеспечить 100% потребность авиационной отрасли в керосине. Порядка 35%-40% мы импортируем, — сказал Д.Мамеков, - Стоимость топлива будет колебаться в зависимости от того, что будет приоритетней — перерабатывать из нефти давальцам, то есть для нефтеперерабатывающих заводов».

По его словам, цена на авиатопливо в настоящее время более или менее устоялась. «У нас она идет в пределах 800-900 долларов (за тонну — ред. LS). Но, мы, конечно, ожидаем в ближайшее время повышение стоимости. Но я не думаю, что они (повышение цен – ред. LS) будут значительными. По крайнее мере мы на это надеемся», — добавил вице-президент МАА.

Согласно данным Д.Мамекова, ежегодная потребность алматинского аэропорта от 600 до 800 тыс тонн, в зависимости от потребления авиакомпаний, как местных, так и зарубежных, обслуживаемых МАА. Из них 60%-65% перерабатываются местными заводами, остальной объем импортируется, в основном, из России.

Схожего мнения относительно роста стоимости авиакеросина придерживается и экономист Сергей Смирнов. «Конечно, стоимость авиатоплива тоже будет расти», — прокомментировал он вопрос LS.

Напомним, ранее представители министерства нефти и газа, реорганизованного в министерство энергетики РК, заявляли о создании единого оператора по продажам авиатоплива. Таким образом, ведомство планирует не допустить повышение цен. В настоящее время, доля алматинского аэропорта, по словам Д.Мамекова, составляет около 10% от стоимости горючего. Как сообщили в аэропорту Астаны, их доля составляет около 5%.

В настоящее время уже создана компания «Казмунайгаз — Аэро» (КМГ-Аэро). Как пояснили LS в пресс-службе компании «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» (курирующей все отечественные НПЗ), деятельность «КМНГ-Аэро» на рынке заключается в реализации авиатоплива в аэропортах РК, включая приобретение собственных топливо-заправочных комплексов. Она окажет содействие в формировании сбалансированной цены на горючее, обеспечивая справедливую конкуренцию между участниками рынка.

«На сегодняшний день «КМГ-Аэро» ведется работа по унификации ценовой политики на авиатопливо в аэропортах страны. Главной целью данной задачи является стабилизация цен и удобство перелетов, в частности для авиакомпаний, осуществляющих внутренние рейсы по Казахстану. При этом средняя цена реализации авиатоплива отдельных участников рынка в аэропортах РК определяется неравномерно», — ответили LS в компании.

Между тем, компания «КМГ-Аэро» еще не определена единым оператором. «Вопрос о создании единого оператора по поставке авиатоплива находится в компетенции правительства Республики Казахстан», — заявляют в «КазМунайГаз — переработка и маркетинг».

Однако в компетентном ведомстве, на запросы LS так и не ответили.

Тем временем, экономист С.Смирнов не верит, что деятельность единого оператора по продаже авиатоплива будет отличаться от аналогичной компании по продаже автомобильного топлива.

«Единый оператор с поставленной задачей – регулированием импортных поставок нефтепродуктов и обеспечением стабильности на внутреннем рынке – не справился ни в прошлом, ни в этом году. Сдерживание импорта топлива обернулось его дефицитом. Полагаю, что итог деятельности единого оператора по авиакеросину будет такой же», — считает С.Смирнов.

Он также напоминает и другой опыт в фармацевтической сфере. «Полагаю, что результат будет тот же, что и с «СК-Фармация», монополизировавшей весь рынок госзакупок медикаментов. В начале года в поликлиниках и больницах не хватает лекарств, поскольку они поступают с опозданием. При этом стоимость, закупаемой монополистом медтехники и препаратов, выросла. Не вижу оснований считать, что с авиатопливом будет иная ситуация», — заявил С.Смирнов.

По данным «КМГ — переработка и маркетинг» на казахстанских НПЗ за 2011 год было произведено 388,374 тыс тонн авиатоплива (Атырауский НПЗ- 46,443 тыс тонн, «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) — 123,927 тыс тонн, «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) — 218,004 тыс тонн); за 2012 год — 432,919 тыс тонн (АНПЗ — 58,252 тыс тонн, ПНХЗ — 99,665 тыс тонн и ПКОП — 275,002 тыс тонн); за 2013 год — 402,679 тыс тонн (АНПЗ — 38,230 тыс тонн, ПНХЗ — 133,117 тыс тонн, ПКОП — 231,332 тыс тонн).