Историк: Чиновникам поучиться бы у ханов

Казахские ханы могут стать примером для современных чиновников, считает казахстанский историк Ирина Ерофеева. Казахские ханы могут стать примером для современных чиновников, считает казахстанский историк Ирина Ерофеева.

Ерофеева рассказала корреспонденту Sputnik Казахстан о ханских афоризмах, кодексе чести батыра и степной демократии.

Честь не умирает

- Есть ли в истории Казахстана белые пятна?

— Еще лет пятнадцать назад о степных ханах и султанах, за исключением пяти-шести человек, было толком ничего неизвестно.

Сейчас стало ясно, что с середины XV века и до начала XIX на территории современного Казахстана правили 72 хана. О некоторых известны только их имена. Впрочем, это не значит, что один человек обладал всей полнотой власти — работала система со-правления. У каждого из трех жузов — племенных союзов казахских родов — был свой хан.

Период правления ханов неслучайно называют в обиходе "степной демократией". Они чутко прислушивались к мнению народа, дискутировали с ним, чувствовали свою причастность к его жизни. Пожалуй, они могут послужить примером нынешним чиновникам в Казахстане.

- Расскажите о самых ярких политических фигурах казахского прошлого.

— Мне особенно интересны фигуры ханов Абулхаира и Абылая — не только потому, что они были храбрыми вояками-полководцами. Они привлекли меня оригинальным литературным стилем своих писем. Часть этих писем сохранились: от одного хана — 167 штук, от другого — 115.

Эти и многие другие послания правителей Казахстана вошли в двухтомник "Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов". Над ним я трудилась двадцать лет, в него вошло 811 писем казахских ханов и султанов.

Абулхаир, как и Абылай, выражается в письмах четко и афористично, но при этом еще добавляет яркую эмоциональность. Любопытно, что сам хан писать не умел, он диктовал послания своему писарю-башкиру.

В будущем году я рассчитываю издать книгу о правителях степи и уделить целый раздел их афоризмам. Они могли бы стать жизненным кредо любого европейского правителя. Например, Абулхаир сказал: "Человек живет в свете и детьми память о себе оставляет, но сия память и скоту равна есть, а честь, приобретенная человеком, вовеки не умирает".

- Похоже, хан Абулхаир особенно привлекает ваше внимание. Почему?

— Эта фигура очень важна — он был первым ханом, который обратился к России с просьбой принять российское подданство в XVIII веке. Я посвятила хану свою самую крупную монографию "Хан Абулхаир. Полководец, правитель и политик".

В постсоветский период Абулхаир стал предметом ожесточенного идеологического спора. Я захотела в него вмешаться и представить этого человека с научной точки зрения, без "мифологических одежд".

Когда я опубликовала книгу об Абулхаире, некоторые российские историки скептически отозвались о ней: "Степной правитель не мог быть таким". Теперь, когда я опубликовала и его письма, и воспоминания о нем, стало понятно: я ничего не придумала.

Батырский ликбез

- Кто еще влиял на политику Казахского ханства?

— Конечно, батыры. Я глубоко исследовала историю этих степных рыцарей, как их назвал казахский просветитель XIX века Чокан Валиханов. Батыр был и профессиональным воином — его можно сравнить с современным спецназовцем, и в то же время — крупной политической фигурой.

амое первое и самое точное определение батырам дал отец российской истории Василий Татищев: "Батыр — это звание чести". Что интересно, Петра I казахи называли "батыром" — его облик и поведение соответствовал кодексу чести степного рыцарства.

Основная миссия батыра — защита народа и страны. Если он уклонялся от нее, то становился нерукопожатным в своей среде, и был достоин презрения. Батыр был обязан достойно поступать с пленными, не совершать над ними насилия. Детей из плененных вражеских семей было принято усыновлять.

- Как складывались отношения батыров и ханов?

— Батыры были зажиточными людьми, своего рода "олигархами степи". По своему статусу некоторые из них были равны младшим ханам. С одной стороны, батыры были опорой власти, с другой — оппозицией. С сильными батырами шутить было нельзя. Наконец, у батыра было право отстаивать свое мнение, несмотря ни на что. Послушного батыра, который "ложился" под хана, не уважали.