«Казпотребнадзор» требует заморозить «Программу поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 года»

После того, как глава Агентства по защите конкуренции (АЗК) официально подтвердил, что средства от повышения тарифов идут в карман собственникам энергокомпаний, а не на обновление мощностей дальнейший их рост без совершенствования модели контроля над модернизацией не имеет никакого смысла. В связи с этим «Казпотребнадзор» призывает правительство заморозить «Программу поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 года».

Текущая схема взаимодействия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с профильными компаниями является абсолютно непрозрачной, тем самым создается база для коррупционных правонарушений. В свою очередь общество в лице местных представительных органов, общественных организаций и СМИ не задействовано в контроле средств, предусмотренных на модернизацию. Для повышения эффективности необходимо использовать следующую схему:

АРЕМ + энергокомпании + маслихат + общественный контроль (НПО и СМИ) = СПРАВЕДЛИВЫЕ ТАРИФЫ

Напомним, глава АЗК Болатбек Куандыков заявил, что почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд. тенге (более 13 млн. долларов). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн. тенге (166 тыс. долларов), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам! Фактически акционеры обогащаются за счет обычных граждан, в том числе пенсионеров, инвалидов, врачей, учителей и т.д.

Таким образом, через 3,5 месяца после того, как вывод о нецелевом использовании средств сделал «Казпотребнадзор», его подтвердил руководитель Агентства по защите конкуренции. Напомним, еще в октябре 2012 года ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz» составил рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана. В исследовании отмечалось: «Средний рост цен на электричество почти в 2 раза превышает рост цен на другие коммунальные услуги. Это косвенно свидетельствует о фактах лоббирования интересов энергетических компаний уполномоченными органами, в частности, Агентством по регулированию естественных монополий, акиматами и маслихатами».

По результатам исследования среди прочего были сделаны следующие выводы:

- Значительной частью коммунальных предприятий страны владеют частные лица, рассматривающие эти активы исключительно как источник обогащения.
- Действующие механизмы контроля над расходованием средств на модернизацию ЖКХ показывают свою крайнюю неэффективность.

ОО «Казпотребнадзор» приветствует совместные действия АЗК и Генеральной прокуратуры по мониторингу выполнения обязательств энергетическими компаниями. Однако очевидно, что принцип «повышение цен в обмен на инвестиции» часто не выполняется компаниями, предоставляющими и другие виды коммунальных услуг. Для исправления ситуации необходимо, чтобы практика подобных проверок охватывала и их, а также носила регулярный характер. Кроме того, остается непонятным будут ли привлечены к какой-либо ответственности энергокомпании, допустившие нарушения.

Кроме того ОО «Казпотребнадзор» предлагает ряд своих рекомендаций для исправления ситуации с неудовлетворительными темпами модернизации мощностей:

- Создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей.
- Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации.
- Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о выполнении ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа.
- Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения «откатов».
- Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф.
- Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность
- Разработать и внедрить принцип «соответствия роста цен темпам обновления мощностей». Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы, по модернизации которых, соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергаться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния. После того, как глава Агентства по защите конкуренции (АЗК) официально подтвердил, что средства от повышения тарифов идут в карман собственникам энергокомпаний, а не на обновление мощностей дальнейший их рост без совершенствования модели контроля над модернизацией не имеет никакого смысла. В связи с этим «Казпотребнадзор» призывает правительство заморозить «Программу поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 года».

Текущая схема взаимодействия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с профильными компаниями является абсолютно непрозрачной, тем самым создается база для коррупционных правонарушений. В свою очередь общество в лице местных представительных органов, общественных организаций и СМИ не задействовано в контроле средств, предусмотренных на модернизацию. Для повышения эффективности необходимо использовать следующую схему:

АРЕМ + энергокомпании + маслихат + общественный контроль (НПО и СМИ) = СПРАВЕДЛИВЫЕ ТАРИФЫ

Напомним, глава АЗК Болатбек Куандыков заявил, что почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд. тенге (более 13 млн. долларов). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн. тенге (166 тыс. долларов), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам! Фактически акционеры обогащаются за счет обычных граждан, в том числе пенсионеров, инвалидов, врачей, учителей и т.д.

Таким образом, через 3,5 месяца после того, как вывод о нецелевом использовании средств сделал «Казпотребнадзор», его подтвердил руководитель Агентства по защите конкуренции. Напомним, еще в октябре 2012 года ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz» составил рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана. В исследовании отмечалось: «Средний рост цен на электричество почти в 2 раза превышает рост цен на другие коммунальные услуги. Это косвенно свидетельствует о фактах лоббирования интересов энергетических компаний уполномоченными органами, в частности, Агентством по регулированию естественных монополий, акиматами и маслихатами».

По результатам исследования среди прочего были сделаны следующие выводы:

- Значительной частью коммунальных предприятий страны владеют частные лица, рассматривающие эти активы исключительно как источник обогащения.
- Действующие механизмы контроля над расходованием средств на модернизацию ЖКХ показывают свою крайнюю неэффективность.

ОО «Казпотребнадзор» приветствует совместные действия АЗК и Генеральной прокуратуры по мониторингу выполнения обязательств энергетическими компаниями. Однако очевидно, что принцип «повышение цен в обмен на инвестиции» часто не выполняется компаниями, предоставляющими и другие виды коммунальных услуг. Для исправления ситуации необходимо, чтобы практика подобных проверок охватывала и их, а также носила регулярный характер. Кроме того, остается непонятным будут ли привлечены к какой-либо ответственности энергокомпании, допустившие нарушения.

Кроме того ОО «Казпотребнадзор» предлагает ряд своих рекомендаций для исправления ситуации с неудовлетворительными темпами модернизации мощностей:

- Создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей.
- Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации.
- Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о выполнении ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа.
- Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения «откатов».
- Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф.
- Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность
- Разработать и внедрить принцип «соответствия роста цен темпам обновления мощностей». Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы, по модернизации которых, соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергаться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния.