Не бывать Мангистауской области туристической Меккой...

О том, почему Мангистау до сих пор не стал крупным туристическим центром, рассуждает шеф-редактор "Лады" Алена Логинова Кончилась эпоха утопий! Намедни аким Мангистауской области Алик Айдарбаев на совещании по вопросам развития туризма в Казахстане до 2020 года заявил, что наш регион не будет привлекателен для инвесторов, желающих построить на берегу Каспия новый Дубай, пока не решены насущные проблемы. Таковыми, в первую очередь, господин Айдарбаев считает водо- и энергоснабжение. А еще глава региона напомнил о хвостохранилище «Кошкар-ата», плохих канализационно-очистных сооружениях и отсутствии нормальных дорог.

Браво! Наконец-то после десятилетия мифотворчества нашелся здравомыслящий человек, который понимает, что красивый «Мастер-план развития туристского кластера в Мангистау» — это просто красивые слова и красивые картинки в формате 3D. За все это роскошество, между прочим, заплачено много денег. Кстати, из областного бюджета, а значит — из нашего кармана.

А план был просто волшебный. Не слабже бессмертной речи Остапа Бендера перед шахматистами из города Васюки. Начнем с Кендирли, или как эту местность вдруг начали называть, КендЕрли. Мне в кулуарах объяснили, в чем причина. В одном из документов, расписывающих туристический потенциал нашего края, кто-то допустил ошибку, перепутав И с Е. А когда хватились, было уже поздно — документ ушел наверх.

Так вот, в Кендирли планировалось создать рай земной для туристов казахстанских и иностранных. Не помню точно, но что-то порядка 20 пятизвездочных отелей, два из них «типа небоскребы», поля для гольфа, океанариум, яхт-клуб, международный аэропорт и т.д. Предполагалась даже одноколейка из Курыка в Кендирли с экскурсионным экспрессом.

Кендирли стал бы центром не только международного, но и внутреннего туризма. Оттуда до святых мест нашего края планировали проложить трассы, построить вдоль них кемпинги и мотели. А еще развить этно- и эко-туризм, пригласить охотников и рыболовов, дайверов и т.д.

Самое интересное, что я собственными глазами видела инвесторов, готовых вложить в этот проект деньги. И даже летала с ними в Кендирли (правда, не на «Боинге», а на вертолете) и ярко запомнила один момент. Дело было весной. Нас провели на пирс напротив президентской виллы и начали расписывать привлекательность Каспия для дайверов. Инвесторы (кажется, они были из Малайзии) недоверчиво вглядывались в прозрачную, но пустую воду.

«А где рыбки?» - наивно спросил один из них, вероятно вспоминая подводный мир теплых морей. Сопровождающие, переглянувшись, с готовностью ответили: «Сейчас весна, вода еще холодная, рыбки будут летом». В прессе было объявлено о достигнутых договоренностях, о тех плюсах, которые дает проект всей области в целом, о новых рабочих местах и прочих благах. А потом все затихло. Почему, не знаю.

Проект с привязкой к Кендирли был создан немецкими специалистами. Возникает вопрос: куда делся их хваленый немецкий практицизм? Все очень просто. Немцы, разрабатывая этот проект, взяли за основу теорию всеобщего потепления, когда все теперешние приморские курорты будут затоплены водами Мирового океана. А Каспий — внутренний водоем, его это не коснется. Вот тогда и хлынут в Мангистау туристы со всего света, тогда мы им покажем. Все покажем...

Ведь в Мангистау действительно есть, что показать! Года три назад на сайте отечественного географического общества был проведен интернет-опрос «Семь чудес Казахстана». Из семи три были нашими, мангистаускими — скальная мечеть Бекет-ата в Огланды, впадина Карагие и гора Шеркала. Археолог Андрей Астафьев назвал Мангистау «консервной банкой времени». Сухой климат сохранил древние некрополи, подземные мечети и мавзолеи. Более 50 процентов всех памятников старины, зарегистрированных на территории Казахстана, находятся в Мангистауской области. Есть чем гордиться.

Вспомните расхожую фразу: «В Мангистау на небольшой площади сосредоточены все виды пустынь, какие есть на Земле, потрясающей красоты каньоны и ущелья, причудливые меловые горы». Наш земляк, бесконечно талантливый, но рано ушедший из жизни географ и историк Серикбол Кондыбай, соглашаясь с этим перечислением красот и диковин, реалистично замечал: есть то они есть, но маленькие. И море есть, но холодное и беспокойное.

И дух пустыни лучше постигать в Сахаре, а уж если любоваться каньоном, то чтобы был Гранд. Была, помнится, речь о том, чтобы создать своеобразный парк ландшафтов, где путешественник за один день может увидеть и море, и пустыню, и горы. Пусть в миниатюре.

И тут мы переходим к главному. Чтобы все потенциальные приманки для туристов заработали, надо создать в первую очередь инфраструктуру: построить дороги, а вдоль дорог чтобы были недорогие кафе и туалеты (умоляю - туалеты!).

Я как-то была в составе делегации, которая направлялась к святым местам. В двух «Икарусах» ехали солидные люди: ученые, артисты, общественные деятели. На развилке между Новым и Старым Жетыбаем автобусы остановились, люди вышли перекурить и справить естественные надобности. Ан негде их справлять! Вот и мочились на виду у всех титулованные мужи, отвернувшись от автобуса.

Мне любопытно, почему проекты у нас всегда глобальные? Почему нельзя начать создание туристического кластера в регионе с малого? Почему сразу — пятизвездочный отель и поля для гольфа? На мой взгляд, проще всего было бы начать с Актау.

Есть современный город, рядом аэропорт, есть отели, есть рестораны, есть пляжи. Давайте сделаем Актау привлекательным для туристов, а отсюда они поедут к нашим святыням и к нашим природным памятникам. А что у нас сейчас? Гостиницы дорогущие, еда невкусная, сервис незатейливый, а пляжи загажены.

Несколько лет назад один мой знакомый решил привезти в Актау семью — жену и двух старших дочерей. Сам он несколько раз уже был в нашем городе в командировках, ему повезло — море было теплым, жил он в гостинице за казенный счет, обедал в ресторане.

Сняли мы ему квартиру, встретили. Квартира супруге не понравилась сразу, вид на море присутствовал, но в подъезде жутко пахло мочой. Квартиру сменили. Кормить детей оказалось негде, ресторанная пища не для детских желудков, а нормальных кафе нет. И с погодой незадача — дождь, еще и вода в Каспии холодная. А куда у нас пойти, если на пляже неуютно?

Наш друг выслушал немало претензий: «Вот весной ездили в Анталию, там было и то, и то, и это. А здесь?». Посчитав, сколько денег он потратил на билеты, проживание и квартиру, горе-турист поклялся никогда больше в Актау на отдых не приезжать. В Турции лучше!

А почему? Нашла свою старую статью о семинаре для туроператоров, написанную лет семь назад. Тогда на базе отдыха «Стигл» слово взял менеджер компании «Би Эйр Трэвел» Бахыр Кюшад. Он рассказал, как шло становление туристического бизнеса в Турции.

«В Актау минимальная стоимость суточного проживания и питания начинается с двадцати долларов, тогда как в Турции минимальная цена - шесть долларов в сутки. Нужно строить дешевые гостиницы. В Турции туризм поддерживает государство. Во время строительства гостиницы ее хозяин освобождается от налогов, а первые два года работы не платит за электроэнергию и коммунальные услуги. Надо развивать и систему развлечений. Что у нас было раньше? Танец живота и турецкие бани».

Что и требовалось доказать: туристический бизнес прибыльный, но затратный. Чтобы что-то получить, надо что-то вложить. И здесь без поддержки государства не обойтись. Цитирую строки из сообщения моей коллеги Станиславы Куцай о совещании по развитию туризма с участием Алика Айдарбаева:

«...на курорт «Кендерли» в перспективе возлагаются большие надежды в плане туризма Мангистау. Представители министерства отметили, что это место вполне может претендовать на роль специальной туристической зоны, которые в регионах планируется создавать по аналогии со специальными экономическими зонами. В частности, было сказано, что в туристических зонах будут упразднены барьеры в области миграционного и визового контроля, а также высказано предложение о том, чтобы размещать на этих территориях казино для туристов, предусмотреть здесь налоговые льготы».

Может быть с этого и следовало начинать 10 лет назад? Но, вспоминая нашу специальную экономическую зону «Морпорт Актау», не верю в действенность и вышеперечисленных мер.
Казино — это круто. Игорный бизнес доказал, что может творить чудеса. И доказал на примере Лас-Вегаса. Но там большую роль сыграло бурное развитие железнодорожного транспорта. И опять мы вернулись к инфраструктуре...

Билеты на самолет дорогие, по морю — только на пароме, а поездом и на автомобиле к нам едут только экстрималы. Именно они, по моему мнению, и являются сегодня и в обозримом будущем лучшими потребителями наших туристических прелестей. Ведь они ищут по всему свету трудности и острые ощущения. А их у нас хоть отбавляй.

С нашим уровнем коррупции, с хамовитым сервисом, с направлениями вместо дорог, с отсутствием элементарных удобств мечтать о развитии туризма просто грешно. Мы с ужасом ждем наступления жары, из-за которой постоянно отключают электроэнергию. Мы боимся, что потекут холодильники и в квартире будет нечем дышать. И тогда мы поедем на пляж, к морю, где вместо бесплодных мечтаний о строительстве курортов мировых масштабов мы будем строить замки из песка.

Алена Логинова