Как оживают куклы

6 января кукольному театру исполнилось 35 лет. За это время в нем поставлено и сыграно более 80 спектаклей.
«Лада» узнала у работников театра о том, как оживают куклы. Как кусочки ткани, проволоки и папьемаше становятся живыми организмами. 6 января кукольному театру исполнилось 35 лет. За это время в нем поставлено и сыграно более 80 спектаклей.
«Лада» узнала у работников театра о том, как оживают куклы. Как кусочки ткани, проволоки и папьемаше становятся живыми организмами.




Некоторые считают, что работа актера кукольного театра - это что-то детское и несерьезное. На самом деле, все далеко не так. Актер кукольного театра испытывает моральные, психологические и физические нагрузки намного больше, чем актер театра или кино.




Попробуйте полтора часа простоять за ширмой и при этом все это время держать на вытянутых руках куклу. А куклы иногда весят до 30 килограммов.
Актриса Мангистауского театра кукол Бану Тустутбекова говорит, что кукольников надо отправлять на пенсию, как артистов балета в 40 лет, хотя никто из актеров театра кукол на пенсию не спешит. Им нравится радовать своим трудом детей и даже взрослых. Им приятно оживлять кукол.




Процесс оживления кукол долгий и сложный. Над ним трудятся все, кто работает в театре.




Мало, кто из жителей Актау знает, что Мангистауский театр кукол - это уникальное явление в нашей стране. Во-первых, это был второй в истории Казахстана театр кукол. Город Шевченко строился быстро. Сюда приезжали молодые специалисты со всего СССР, они женились, заводили семьи. У них появлялись дети, которым требовался не только хлеб, но и зрелища. Специально для ребятни было решено организовать кукольный театр, хотя артисты, которые также приехали в Шевченко со всего СССР, ставили спектакли и для взрослых.




6 января кукольному театру исполнилось 35 лет. За это время в нем поставлено и сыграно более 80 спектаклей.




- Огромная работа, которая закончится спектаклем, проходит большой путь. Прежде всего необходима литературная основа, то есть пьеса с интересной фабулой, идеей, которую нужно донести до зрителя. Каждый спектакль должен чему-то учить детей, и совсем не важно сколько ребенку лет. Малыш это или старшеклассник - всем должно быть интересно. Каждый должен находить в сценическом действе что-то для себя. Для своего развития. Мы еще можем повлиять на них. Кого-то заставить задуматься, туда ли он идет. Правильно ли поступает. Помочь ребенку выстроить правильную точку зрения на этот мир - это одна из задач театра кукол и вообще искусства, - говорит главный режиссер театра кукол Надежда Насырова.




Когда на руках уже есть пьеса, когда режиссер уже знает даже, кто уже будет исполнителем. Нужно создать видеоряд, который увидит зритель. С этого момента начинается работа с художником. Надо разработать пространство и декорации. От решения пространства исходит система кукол и даже их размер.




А куклы бывают разные. Например, эти три куклы ширмовые.




Это марионетка, которую дергают за нитки.




А эти куклы называются планшетными.




В некоторых спектаклях актер должен уйти в тень. В таком случае, для актеров шьются скромные и не очень яркие костюмы, а куклам, наоборот, потому что главным и ярким персонажем будет кукла.




В других спектаклях актер и кукла равноправны, и актер может надеть такой же яркий, как у куклы, наряд.




С этого момента режиссер начинает работать с художником: определяют общий план сцены, характер декораций и костюмов как кукол, так и артистов. А дальше начинается процесс воплощения спектакля в жизнь. Начинают работать художники, швеи, бутафоры и так далее.




Швея Джамиля Коянбаева занимается очень сложной работой. Она шьет костюмы не только для кукол, но и для артистов. С артистами все непросто. Нужно думать не только о том, чтобы на них костюмчик сидел, но и о том, чтобы им было комфортно и нежарко. Когда под палящими софитами играешь в шубе, это далеко не просто выдержать, поэтому шубка должна быть придумана таким образом, чтобы в ней было побольше отверстий для вентиляции.




С куклами еще сложнее. Рубашка для куклы должна быть не просто нарядной, в эту рубашку должна легко входить рука актера. И кукла должна обрести свою пластику. Это очень важно. Правильный костюмчик для куклы облегчает работу актера.




Но до того, как швея возьмется одевать куклу, ее создают художники. Главным из них является в театре Мурзабай Маденов. Работает он, в основном, дома, а в театр приносит уже готовых кукол.




Помогает Мурзабаю Светлана Клесова.
Светлана помогает костюмерам одевать кукол. Проблемы в этом деле есть. В магазинах мало ярких тканей, в которые можно было бы нарядить кукол. А чтобы нарядить куклу, иногда достаточно всего 30 сантиметров ткани. Не каждый магазин согласен продавать такой мизер. А заказать по почте такую маленькую партию товара вообще нереально.




После того, как слеплен и одет образ куклы, к работе приступают актеры. Именно они в готовое тело куклы вдыхают душу.




Для того, чтобы понять, как актеры умудряются вызвать восторг у маленьких зрителей, наверное, надо вернуться в детство самих актеров. Ержан Бигашев на нескольких международных фестивалях получал приз как лучший актер театра кукол. Причем в шести номинациях. Ержан в детстве любил играть в куклы.
Сын чабана помогал отцу пасти овец. В степи развлекаться было нечем, и мальчик мастерил из травы и соломы кукол, а потом разыгрывал с ними маленькие пьески, которые сам сочинял.




Девушки-актрисы тоже в детстве играли в куклы. И до сих пор в них играют. Дети всех сотрудников театра кукол с удовольствием ходят на спектакли и являются очень привередливыми критиками. Спокойно могут высказать мамам, что сегодня они играли свои роли не очень хорошо.




Театрально-кукольные фестивали единственные в своем роде, только на них помимо профессионального жюри, состоящего из деятелей культуры, есть еще детское жюри. И дети оказываются наиболее требовательными к качеству спектакля. Их не обманешь, считает Ержан Бигашев.




Театр кукол переживает далеко не лучшие времена. Зарабатывать стало трудно. Школы отказались от спектаклей. Говорят, в этом году идет борьба с поборами в школах. Но на занавески и ремонт в учебных заведениях по-прежнему с родителей деньги собирают, а собирать на культуру и воспитание стало нельзя. Но актеры театра не отчаиваются. И продолжают работать на радость детям.




Главным в своей работе Ержан считает пластику рук. С ним согласна и режиссер Надежда Насырова. Но это техника. А главное, душа. А душу в кукол, как уже было отмечено, вдыхают актеры. И они очень любят своих кукол. Актеры никогда не бросят куклу после работы, а аккуратно уложат в коробочку. А возможно, и поцелуют на прощание.




У различных народов существует множество легенд об оживших куклах. В музее Японии, например, хранится кукла, у которой растут волосы. Их периодически подстригают, но они отрастают вновь. Про дьявольских кукол вуду, наверное, слышали все.




Ержан Бигашев в ответ на вопрос, а могут ли куклы оживать, ответил: «Когда все уходят из театра, ночью куклы начинают ходить по помещению и даже переносят различные предметы с места на место». По выражению лица Ержана нельзя было понять - шутит он или нет![center]

ajnj
[center]

Интервью с актерами кукольного театра, Актау, 2016

Автор: Кадырбек Айдарулы