Авиационно-Химические Работы (история в фотографиях)

Сегодня я хочу вам рассказать о виде деятельности практические неизвестном в Актау, но довольно распространенном в центральном Казахстане – Авиационно-Химические Работы. АХР – это своеобразный вид работы зародившийся очень давно. Почти сразу после появления самолетов они начали применяться в сельском хозяйстве. Сегодня я хочу вам рассказать о виде деятельности практические неизвестном в Актау, но довольно распространенном в центральном Казахстане – Авиационно-Химические Работы. АХР – это своеобразный вид работы зародившийся очень давно. Почти сразу после появления самолетов они начали применяться в сельском хозяйстве.

Если по-простому то АХР – это опрыскивание сельхоз полей с самолета или вертолета – химическими удобрениями, биологическими препаратами для защиты растений от вредителей и болезней, от сорной растительности, дефолиантами, десикантами и регуляторами роста. Обрабатывается в основном пшеница, потому как это самый важный для нас с вами злак. Но одними злаковыми дело не обходится – ведь не только в пшенице дело. Например каждый год в той или иной степени страна страдает от нашествия саранчи. Тут и приходит на помощь хим. авиация. Пользу от авиации сложно недооценить - во первых и в самых главных – самолет не вытаптывает колесами “растительность” как это делают наземные средства. Казалось бы, как много может “вытоптать” трактор? Оказалось немало – до 10 % урожая теряется при обработке наземными средствами. Плюс если требуется обработка в труднодоступных местах (болотистая или лесная местность- при травле саранчи или других вредителей) то тут выбора нет.

Планирование АХР начинается еще зимой. Начинается все с получения предварительных заказов от хозяйств и далее в Авиакомпаниях проводятся предварительные подсчеты обрабатываемых площадей на сезон. После этого рассчитывается необходимый персонал на год. Дело в том, что Пилоты на АХР – народ вольнонаемный и в зависимости от потребностей, Авиакомпании приглашают определенное количество человек.
После получения приглашения на работу пилоты и инженерно-технический состав выезжают на “Базу” – в город базирования Авиакомпании тут и начинается наша небольшая история…





Мы приезжаем в славный городок Костанай – и первым делом фотографируемся у первой отмеченной нами достопримечательности – а именно у самолета Л-410 стоящего на территории автостоянки у аэропорта.




Далее располагаемся в гостинице все там же в Аэропорту.
Утром направляемся в Авиакомпанию и знакомимся с директором Летного отряда - получаем необходимую информацию: дату и место проведения предполагаемых работ, а так же информацию об экипаже и самолете. Так как работа сезонная – экипажам необходима аэродромная и тренажерная тренировки – для проверки техники пилотирования.




Заправляем наш самолет. Подробно о полетах в районе аэродрома рассказывать не буду – тут все просто, выполняются полеты по кругу с выполнением посадок.



Теперь мы можем отправиться на обед.
Аэропортовская столовая поражает своим оформлением и еще больше поражает своими ценами. А самое невероятное тут, что комплексный обед обходится всего 450-460 тенге. Попробуйте в Актау поесть хотя бы на 600.



После обеда нам сообщают, что лететь нужно прямо сейчас. В впопыхах получаем GPS и подготавливаем летную документацию.




Спустя некоторое время мы на месте. Посреди степи стоят: Вагончик, бензовоз, два самолета и трактор с емкостью – это наш аэродром ближайшие несколько недель … первое впечатление шокирующее – когда понимаешь что людей тут практически нет – кроме двух экипажей, поварихи, двух охранников и заправщика. И пусть вас не смущают дома на заднем плане – этот поселок давно заброшен. До ближайшей обитаемой деревни 50 километров - в магазинчик особо не сходить. Связь с внешним миром только через УКВ Радиостанцию, да и то через пролетающие высотные самолеты.
Электричества нет. Связи нет. Комары съедают заживо – рядом огромное болото. Перспективы не особо радужные.




Начало работ. Агроном встречает нас, и объясняет нам наши цели – на этой точке наша цель обработать болотную местность от саранчи – медлить нельзя иначе саранча “Встанет на крыло” то есть будет летать – и тогда уже никаким ядом её не затравить …


Агроном дает нам координаты точек по GPS – где мы должны выливать яд (вот тут нам и понадобился хитрый прибор- GPS). Интересная местность - очень живописная и опасная. Опасность кроется в том, что если вдруг возникнут проблемы с самолетом и придется садиться на это болото, то нас оттуда нескоро вызволят. Фауна этих мест очень насыщенная. Никогда бы не подумал что в Казахстане можно увидеть Пеликанов и других редких птиц.



На АХР ненормированный рабочий день. Работы начинаются рано - утром с рассветом и заканчиваются с закатом – послеполетный отдых и сон не ночью как у нормальных людей - а днем, а связанно все с ограничениями - по ветру и температуре – то есть при сильном ветре работы прекращаются (чтобы химикаты не сдувало) и при высоких температурах работы так же прекращаются (чтобы химикаты не зависали в воздухе).


Через минуту как было сделано это фото, мы заметили мелкую точку над горизонтом - прямо по курсу. Несколько секунд мы пытались понять, что это за НЛО. Объект летел нам на встречу на нашей высоте. Это был лебедь Мы пытались отвернуть в сторону, и избежать столкновения, но было поздно. Краем винта мы его задели – в данной ситуации это лучший исход, какой мог быть. Известны случаи, когда птица пролетала через винт и пробивала стекла – влетала в кабину, попадала в пилотов.
Вы спросите, а что тут особо страшного? А теперь представьте, сколько весит птица – и получится что в данной ситуации это снаряд весом пару килограмм, движущийся со скоростью пару сотен километров в час. Для нас все обошлось испугом, для Лебедя - нет. Говорят, когда Лебедь погибает, их погибает двое – его вторая половинка погибает от одиночества. После посадки мы осмотрели самолет – он был весь в каплях крови и перьях – было жутко.


Последующее время было спокойным и без приключений.



Пока не пришла гроза. Дождь лил три дня.
Все бы ничего, но наш снабженец – который возил нам продукты, куда то пропал. Он задерживался ровно на сутки. Мы всей командой пересчитали наши запасы – продуктов оставалось немного – немного риса, немного картошки - на всех не хватит. Пилоты, которые летали на АХР всегда заядлые рыбаки (поэтому у многих в самолете запрятаны удочки). С Помощью народной смекалки и ровных рук из обыкновенной ложки была изготовлена Блесна. Все дружно пошли на речушку что была меньше километра от нас. Наловили несколько щук. Повариха приготовила отличную уху. Вечером приехал снабженец с провиантом (на машине которая была сверху до низа покрыта грязью), чему мы были несказанно рады. Он поведал нам историю о том, как застрял во время грозы в солончаках. Не имея при этом никакой помощи он как-то самостоятельно выбрался.
Постепенно серые первые впечатления менялись и все вокруг начало приобретать цветные краски.




Вообще на химии все невероятно красиво и спокойно. Мне кажется это из-за того, что тут, вдали от цивилизации, у человека есть время отвлечься и посмотреть вокруг.


Кручу Винт - на поршневых самолетах это очень важная процедура. Иначе можно просто испортить двигатель при запуске.





иногда в перерывах между полетами ищется какой-нибудь интересный объект фотографирования.



Радуга. В день, когда нам пришлось менять место работы тоже появилась Радуга – по-моему, очень символично.



Техник встречает нас на земле. На этом месте наша работа закончена.


Теперь же нам предстоит увидеть более традиционную “химию” – Борьба с сорняками и болезнями пшеницы.





Поселили нас на рабочей бригаде – точнее туда где народ (работяги трактористы) большую часть времени отдыхает.
Особенного ничего нет – кроме того, что химикаты должны быть вылиты над полем и никак не в другом месте. Химические удобрения вещи очень дорогие и погрешности в этом деле вызывают большие потери урожая. Однажды мы работали с новым препаратом – (название его я к сожалению не помню) и этот новый препарат имел запах бензина и даже поддерживал горение – в ходе эксперимента Травинка обмакнутая в раствор – вспыхивала как сухая спичка. Аннотацию почитали. Агроном замечаний никаких не сделал по поводу яда – начали заправлять самолет, а этот яд “съел” наши заправочные рукава. Это был первый сюрприз необозначенный нигде в документации. После того как нашлись запасные рукава и предприняты меры, чтоб не повторить произошедшее ранее, мы заправили самолет химикатами и полетели выливать все это добро на поле. Каково же было наше удивление, когда пролетая над полем химаппаратура просто отказалась работать. Минут 20 мы кружились над полем и пытались понять - что же случилось то?
Весь яд мы привезли с собой на землю. – Техник слил яд в емкость и принялся разбирать механизм хим аппаратуры.


День был потерян зря – работа простаивала, причем вроде как по нашей вине. Техник разобрался в проблеме – оказалось яд “добрался” и до резинок хим аппаратуры - которые от этой бензиновой основы разбухли и перекрыли пути в выходу химиката.



После танцев с бубном, мы все-таки увидели долгожданный выход химикатов. Первый блин комом … будем знать.


Как наш техник лишился зарядки для телефона а я зарядки для ноутбука. И еще одна забавная история приключилась с нами в один не менее прекрасный день. Обед и обеденный сон для нас это святое, в первую очередь, потому что основной сон именно после обеда. Посетив столовую в месте нашего временного пребывания, мы отправились к себе в Апартаменты. Здание еще времен первой мировой, наверное, и поэтому на всю комнату только одна электрическая розетка (да и та свисает с потолка). В Общем очередь на подзарядку была постоянно - особенно если вспомнить что некоторое время нам пришлось обходиться вовсе без электричества. Разбудил меня командир, из-за того что зарядка моего ноутбука таинственно щелкнула. Посмотрел я на индикатор зарядки и понял – наверное “сдохла”. Спокойно вынул штепсель из розетки и попытался продолжить сон. Радостный техник увидел в этой ситуации возможность наконец-то подзарядить свой телефон – и зря он так подумал. Через секунд пять как зарядное устройство достигло пункта назначения (розетки) это самое зарядное устройство превратилось в китайский фейерверк. Что не очень меня обрадовало – так как я находился под этой самой розеткой. Горящие искры метались по всей комнате – спасибо свободновисящей розетке. Моя кровать быстро начала издавать запах горелого матраса. Видели бы вы как мы с командиром убегали от искр – “Камеди клаб” и “шоу Бенни Хилла” отдыхают. Через очередные пару секунд техник вручную извлек остатки зарядного устройства – оно уже даже не напоминало зарядку. Выйдя на улицу мы обнаружили что не одни мы пострадали от электричества – на улице горел трансформатор и народ активно тушил его песком. Чуть позже о причинах этих возгораний с юмором нам рассказали местные – с утра пораньше электрики перевешивали провода на столбах, один тракторист(назовем его Васей) ехал по своему привычному маршруту под этими проводами – но он то не знал что они провисли. В общем трактор замкнул провода и тут случилась эта история. Я вообще не знаю, как бы народ в колхозах жил без подобных случаев))) жертвами этой истории стали – зарядки для сотки и ноутбука, холодильники и радиостанции (благо трактор не загорелся)



О тракторах в современном колхозе.
Многие из вас совсем не представляют что за машины сейчас ездят по полям. Большую половину казахстанских полей “топчут” канадские (вроде) John Deer, в народе называемые просто ДжанГир. Машины похожи на Кировец только зеленый и с множеством колес. Но на этом сходства заканчиваются. Заглянув что в Джоник что в Тот красный кузнечик (что на фото выше), я понял что он оборудован получше нашего Ан-2 ( и даже по остроумнее некоторых форумчан))). Сиденье с подогревом и датчиком веса, кондиционер типа – Климат контроль + Автопилот Совмещенный с бортовой GPS – все это делают жизнь трактористов современней но скучнее. Мужики рассказывают что им теперь в кабине вообще делать нечего кроме как забивать в GPS координаты поля – Трактор не требует участия тракториста – но требует его присутствия. Но и с этим новшеством быстро научились бороться - датчик веса в сиденье можно обмануть. Ну что в итоге то: в итоге трактор ездит совсем один, выполняет работу чисто ровно и аккуратно, после завершения поля – останавливается у его краев. А Тракторист тем временем – “Ведет Колхозный образ жизни”.


Банновка. Маленькая предистория – при работе на полях самолету необходимы визуальные ориентиры - Сигнальщики. Сигнальщики это ребята, поставленные на поле с белыми флажками, и после каждого пролета самолета Сигнальщики перемещаются в сторону, чтобы самолет не летал два раза на одном и том же месте. Так вот есть один паренек в колхозе Банновка, творческий такой паренек- в самодеятельности участвует, поет, танцует, рисует, поля топчет … Нет я серьезно. Поставили значит сигнальщиков на поле. Мы чуть задержались с заправкой и вылетом. Половина сигнальщиков спит как обычно – прям на поле (время то 5 утра), а наш герой вытоптал на поле огромными буквами названия своего Колхоза – вот это патриотизм… слухи об этом событии быстро распространились по деревне, но парнишку никто даже не думал наказывать, напротив – все руководство потом летало с нами, чтоб посмотреть на эти “послания инопланетянам”.




Под конец работ мы отмываем свой самолет, фотографируемся около него и перелетаем на базу.









На этом наш рассказ заканчивается.

Что бы я хотел сказать… Хотелось бы отметить что вокруг нас столько всего прекрасного, красивого и интересного – столько флоры, фауны, и разных событий. Столько всего, что мы не замечаем в обычной жизни и с восхищением любуемся в телевизоре. Иногда чтоб все это заметить нужно чтобы кто-нибудь просто выключил свет, телефон или телевизор и оставил нас наедине с собой.

Автор: Руслан
Уважаемые пользователи. Данный материал публикуется в рамках конкурса "Мне не все равно!"
Специальный приз конкурса присуждается по итогам голосования посетителей сайта (голосовать могут только пользователи, которые имеют не менее 50 комментариев на сайте). Поставьте оценку материалу. Внимание, при подсчете все баллы будут суммироваться