Среда, 23 Сентября
+17...+15
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 424.85 KZT
  • €1 = 497.33 KZT
  • 1 RUB = 5.56 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Конфликт в Кордае: Международное сообщество дунган сделало заявление

Просмотров:4442 Опубликовано: 13-02-2020, 10:46
Конфликт в Кордае: Международное сообщество дунган сделало заявление
Фото: международное сообщество дунган
После беспорядков в Кордайском районе Жамбылской области международное сообщество дунган выступило с обращением, где они приводят свою точку зрения на произошедший конфликт и жизнь общины на юге Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».

Далее редакция NT приводит текст обращения без изменений.

«Всем вам известно о случившейся в Кордайском районе трагедии, когда в результате устроенных беспорядков в ночь с 7 на 8 февраля погибли 11 человек и свыше 180 были ранены. Огромный поток беженцев хлынул в сторону Кыргызской Республики.

Однако благодаря усилиям казахстанских властей ситуацию в разгромленных селах удалось стабилизировать. Тысячи людей сегодня возвращаются домой, поверив властям, что мирная жизнь в республике гарантирована каждому гражданину.

Мы хотели бы подчеркнуть, что прекрасно понимаем – сотворенные погромы – это дело рук отдельных лиц, за которыми стояли организаторы, провокаторы и подстрекатели.

Выражаем огромную благодарность и признательность тем, кто в эти дни протянул нам руку помощи, а также поддержал нас добрым словом.

В то же время мы становимся свидетелями того, как отдельные граждане пытаются организовать целую кампанию, дискредитирующую население сел Кордайского района и представителей дунганского этноса в целом, пытаясь оправдать устроенное кровопролитие.

При этом порой весьма уважаемые представители общественности не стесняются использовать непроверенные данные.

Так, сегодня в Сети активно распространяется мнение депутата о том, что ни один дунганин не служит в казахстанской армии и что дунгане не празднуют Наурыз. Что дунганские мечети не подчиняются духовному управлению мусульман и что в мечетях проповеди проводятся только на дунганском языке.

Также в обвинение дунганам ставят нежелание учить казахский язык, непосещение нашими детьми школ и грубость детей учителям.

Кроме того, экс-аким одного из сел обвинил дунган в изнасиловании девушки, которая возвращалась домой из города Токмак.

По всем этим фактам поясняем, что по нашим подсчетам в последнюю призывную кампанию только из села Масанчи отправились служить в казахстанскую армию более 20 дунган.

По официальным данным, в Кордайском районе находятся более 60 мечетей, 25 из них расположены в селах Масанчи и Сортобе. Все они официально зарегистрированы, работают в тесном сотрудничестве и в контакте с Духовным управлением мусульман Казахстана и с управлением по делам религий акимата Жамбылской области.

В большинстве мечетей проповеди действительно ведутся на дунганском языке, поскольку прихожанами на 100 процентов являются дунгане.

В местах компактного проживания дунган есть мечети, которые также посещают казахи, чеченцы, ингуши, узбеки и так далее. Там проповеди ведутся также на казахском и русском языках.

Некоторые из них в прошлом году посещали представители областного управления по делам религий, которые выступали на казахском языке и видели, как ведется проповедь имамами, что именно говорится.

Со всей ответственностью заявляем, что все дунганские дети на 100 процентов охвачены школьным обучением.

В период уборки урожая действительно некоторые семьи вынуждены забирать на поля детей, поскольку родители нуждаются в помощи. Но это длится одну-две недели, и не носит массового характера.

Факты грубости детей в адрес учителей случаются очень редко, поскольку дунганские дети с малых лет воспитываются в духе уважения к старшим людям, особенно учителям. Безусловно, такие факты пресекались, и будут пресекаться в будущем.

Разумеется, в наших школах с государственным и русским языками обучения, как и по всей стране, изучается казахский язык. Как и по всей стране, есть ученики, которые изучают предмет на пятерки, но есть и отстающие. В школах казахский язык преподают как учителя-казахи, так и дунгане, которые в одном коллективе живут дружно и без обид даже сегодня.

Особо стоит отметить, что дунгане с удовольствием проводят празднование Наурыза. В наших селах всегда накрываются столы, организуются мероприятия в честь праздника. За столом могут быть люди разных национальностей. В праздник в больших казанах готовится коже, плов и дунганское блюдо – афла.

Для дунган Наурыз также имеет большое значение, так как это время года для нас имеет большое значение. Это время прихода весны, пробуждения природы, а, значит, и посадки саженцев, цветов, овощных культур, что является очень важным периодом для крестьян.

Более того, дунгане перенесли традицию празднования Наурыза и в Китай, где жарят баурсаки, накрывают столы, устраивают футбольные турниры.

Для нас это праздник также дорог, как казахам, узбекам и так другим.

Горько было услышать неправду о том, что казахи и дунгане не ходят в гости друг к другу. В Масанчи около 5 процентов населения – казахи, и мы были в их домах не раз, а они в наших.

Особенно эти визиты актуальны в период празднования праздников — Курбан-байрам, Ораза айт и так далее. К нам очень часто приезжают казахи и люди других национальностей из соседних и дальних сел и городов, для нас это всегда дорогие гости.

Мы любим встречать гостей, и это могут подтвердить наши соседи-казахи.

Обвинение в том, что дунгане затрудняют проезд по центральной улице поселка, основано на произошедшем бытовом конфликте, при котором водитель-дунганин на грузовике не смог своевременно развернуться.

Но это произошло за селом Масанчи, на перекрестке дорог. Поверьте, никому в голову не придет препятствовать проезду транспорта в центре села, это утверждение совсем уж надуманное.

Надо признать, что порой жители села неправильно паркуются, создавая некоторые помехи проезжающему транспорту. Но таким образом, они, прежде всего, мешают своим же односельчанам, и по этому поводу активистами села проводится разъяснительная работа.

Отметим, что принявшие участие в том злополучном дорожном конфликте жители села, равно как и не подчинившиеся требованиям дорожной полиции молодые люди, были задержаны правоохранительными органами.

Аксакалы наших сел уже навещали пострадавших с другой стороны еще до случившихся погромов и приносили им искренние извинения.

По поводу изнасилования девушки, возвращавшейся из Токмака, поясняем – такого случая в наших селах и с участием наших дунган в последние годы не было.

Возможно, имеется в виду происшествие, случившееся еще в советское время, когда возвращавшуюся из Токмака девушку действительно изнасиловали и убили.

Но кто был преступником, люди какой национальности, так и неизвестно, этот факт произошел на территории Кыргызстана.

Со всей ответственностью заявляем, что не соответствует действительности утверждение о том, что чуть ли не все дунгане держат дома оружие. Мы не смогли защитить себя и свои семьи во время погромов от вооруженных людей, большинство пострадавших в больницах лежат с огнестрельными ранениями. Как теперь можно говорить такое?

Нам очень жаль, что информация о жизни дунган в этот нелегкий период намеренно искажается и преподается в невыгодном для нас свете.

Больше всего на казахстанской земле мы ценим мир и стабильность, и не раз выражали благодарность Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, президенту страны Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву и всему казахскому народу за то гостеприимство, которое нам оказали на этой земле.

Мы никогда не забудем теплое отношение, с которым нас приняли казахи 150 лет назад и надеемся, что случившееся в наших селах было трагедией в результате большого недоразумения.

Казахстан – многонациональная страна, которая стала Родиной для представителей более ста народов. Мы надеемся, что все мы и впредь будем жить в единой и дружной семье, в которой не будет распрей и неприязни. Мы надеемся на здравый смысл, поддержку и понимание всех казахстанцев!»


Источник: newtimes.kz
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 5 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • Ну Ну
dom555 (Посетители) 13 февраля 2020 23:07
По хорошему там нужно построить дома для пограничников. А дунган переселить в другое место. Пусть не отделяются от остальных пусть живут как все .
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • бася
нашевсе (Посетители) 13 февраля 2020 14:02
Лишь бедность, узость мышления, необразованность, низкий уровень культуры, помимо прочих отрицательных составляющих, могут быть причиной событий. Причем с обеих сторон.

Мои родители, родившиеся и выросшие в России, старые родственники мужа, родившиеся и выросшие в одном из районов нашей области, танцуют вальс.

Их учили в школах вальсу, прививали культуру, это помимо крепких знаний. В селах и аулах.
Их и нас водили в музеи, в походы.

А та молодежь значит не развивается, отсюда подобные побоища, особенно если найдется хитрый организатор.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
  • нашевсе
  • fitter
Pinochet (Посетители) 13 февраля 2020 13:56
Цитата: нашевсе
почему все решают старейшины?

потому что деградирует население. не молодежь -их вообще не слушают, а среднее и старшее. под эгидой "нам советы запрещали жить по традициям" пытаются вернуть средневековое мракобесие типа домостроя, старейшин, биев и т.д.
лично мне вообще было бы по барабану что какойто там старейшина что то мне будет внушать. он мне кто? кто его признал авторитетом? такие же агашки-бешпармашки?
власть должна жестко устанавливать законность. не жестоко но жестко.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
  • Ну Ну
  • Kz001
нашевсе (Посетители) 13 февраля 2020 13:42
Как то тяжело заходить в соцсети последнее время.
Мне не нравится что эти события сравнивают с черносотенными погромами евреев, имевшими место в Российской империи, потому что эти две проблемы не одно и тоже.
Мне не нравится что здесь в полицейских стреляли.
Кто и с какой целью и откуда ноги растут надо выяснить обязательно в целях безопасности государства.

Мне не нравится что после событий начали высасывать из пальца подобные "обвинения".
Если они считали что "богатьство" каких то селян возникло из нетрудовых, скажем так, доходов, неужели нельзя было доказать это, обратясь в областные органы, если невозможно в местные?
А не сжигать села? Картина ужасная, прям Сталинград какой та.
А теперь государство будет тратить свои средства на восстановление имущества пострадавших.
В том числе и тех, о ком они там думают, что имущество не совсем "праведное".

Вообще интересно что в одних селах дороги и все остальное хорошее, а в Каракемере "типичный аул", при том что Каракемер входит сельский округ Масанчи. Почему?

Грубость с учителями позволяют и казахи по всему РК. Почему там получилось так болезненно?
Бывший учитель школы, казах по национальности, рассказывает. Была ситуация , когда группу людей, в которой находился и тот учитель, при въезде в село закидали камнями.
Нападавшими оказались молодые люди другой национальности. Им дали отпор.
После этого собирались старейшины, примирили стороны.
Но вскоре на того учителя возбудили уголовное дело и уволили из школы.
Он утверждает, что только хотел защититься.
Но получилось что виноват, а те вроде и нет.
Здесь большой вопрос к органам. Объективно разобраться не судьба?

Дунганские старейшины (пишут в соцсетях) признают что проблемы между молодыми людьми сел существуют. Их решают сообща. Органы власти как будто самоустранились, почему все решают старейшины?

Пишут также про крики "купим всех". Такие наглецы встречаются разных национальностей.
Другие видимо более заметны и воспринимаются более болезнно. Это просто тупость такие вещи вслух говорить.
Большой вопрос опять же к органам различной власти.

Как допустили эти события вообще? Как просмотрели?
Где специальные люди?
Где психологи? Где Ассамблея в конце концов?

Казахи действительно терпеливы, добры, даже часто наивны (впрочем, многие уже и не совсем наивны, благодаря извлеченным урокам), но и чувство самоуважения очень развито.
Мне, кажется, помня об этом при общении с ними, можно прекрасно сохранять добрососедские отношения.
 
-1
  • kazakhstan362
Не поддерживаю Поддерживаю +3
  • Qwerty567
  • tolk
  • Pinochet
бася (Посетители) 13 февраля 2020 12:21
kazakhstan362,
вы знаете что то больше о конфликте? в чем всё таки причина ? а то по обвинениям больше на национализм смахивает-не так говорят ,не так пьют,не так молятся....
 
-1
  • tolk
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • Ну Ну
kazakhstan362 (Посетители) 13 февраля 2020 12:14
На коленях нужно прощения просить за бес предел творимый ранее, а тут одни оправдания и ни грамма сожаления нет. Еще и нагло пытаются обвинить кого то...
 
-1
  • Kompot
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • leo529
бася (Посетители) 13 февраля 2020 12:06
ну с таким же успехом все эти обвинения можно предьявить любому народу Казахстана-бред какой то ,что не так празднуют Наурыз и на своём языке говорят,что то тут недоговаривают..
 
-2
  • kazakhstan362
  • Kompot
Не поддерживаю Поддерживаю +2
  • бася
  • Bamb00k
Pinochet (Посетители) 13 февраля 2020 11:23
мнение депутата о том, что ни один дунганин не служит в казахстанской армии и что дунгане не празднуют Наурыз. Что дунганские мечети не подчиняются духовному управлению мусульман и что в мечетях проповеди проводятся только на дунганском языке.
нежелание учить казахский язык, непосещение нашими детьми школ.

ну а че искать провокаторов? вот они - на лицо. ищите этого депутата, кто его избирал, задавайте вопросы им.
с каких пор стало обязанностью праздновать Наурыз или читать молитвы на казхском языке?
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.

Блог редакции
Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter