27.05.2014, 16:24
Житель Актау рассказал историю прибытия «кораблика» на Каспий
Общество
26 153
Станислава Куцай
Механик Олег Исаченко был членом экипажа, который в 1981 году из Актау (тогда еще Шевченко) отправился в Таллин за пожарным судном «Зоркий». Позднее это судно будет перевезено на побережье и станет рестораном. В народе его начнут называть «кораблик».
В 1981 году в порту Актау строились два дополнительных нефтеналивных причала. Таким образом, у порта появлялось четыре наливных причала, и он автоматически переходил в первый разряд и, соответственно, должен был иметь свое пожарное судно. В порту для обеспечения пожарной безопасности был старый буксировщик, но его, вспоминает Олег Исаченко, было недостаточно. Так было принято решение привезти из Таллина пожарное судно «Зоркий».
- Был единый союз и единое министерство морского флота. Почему из Таллина? Думаю, это было связано с тем, что в Таллине построили себе новое. А это судно было 1952 года постройки и имело уникальный двигатель с четырьмя клапанами на каждой головке, который назывался «Двигатель Революции». Построено само судно было на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге. Оно имело мощные пожарные насосы высокой производительности. Они были латунные. А сейчас из латуни уже ничего не делают, - рассказывает Олег Исаченко.
Экипаж, состоящий из семи человек, отправился в Таллин, чтобы пригнать «Зоркий» в порт Актау. Сегодня капитана Василия Ивановича Курбацкого и старшего помощника капитана Бориса Петровича Чернохаева уже нет в живых. А тогда на дворе был ноябрь. Приближалась зима, и нужно было успеть привезти судно.
- В Куйбышеве на водохранилище уже был лед. А нам надо было брать топливо. Мы подошли к бункеровочной станции, а в это время с противоположного борта отходил сухогруз, экипаж которого согласился взять нас под борт. Мы привязались к нему и через все водохранилище дошли с ними до Саратова, - вспоминает механик.
«Зоркий» был знаменателен еще и тем, что имел сзади три винта маршевых двигателей: небольшой центральный и два побольше. Они включались в случае пожара, когда нужно было очень быстро прибыть к объекту.
- Такие двигатели во время войны стояли на торпедных катерах, которые развивали скорость 42 узла в военные годы. Мы всего несколько раз пользовались этими двигателями. Один раз, когда мы проходили рыбинское водохранилище, и ожидалась плохая погода, мы рискнули и включили два маршевых двигателя. Перед этим нас один за другим обгоняли пароходы. Когда мы их догнали, они смеясь спрашивали: «У вас что второе дыхание открылось?», - рассказывает Олег Исаченко.
«Зоркий» попал в Актау в начале декабря. Спустя всего три года, в 1984 году «Зоркий» сняли с работы. В порту его вытащили и доставили на трейлере на побережье, где он простоял 30 лет.
- В то время, когда его поставили на берег моря, как памятник, вообще ничего не было вокруг. Он несомненно был все эти годы достопримечательностью города. Конечно, очень жаль, что его распилили. У нас в городе и так нет ничего, что бы напоминало о морской тематике. Я считаю, что его можно было переместить в какое-нибудь другое место, и это было бы разумнее. Там железо такое, что он еще 100 лет простоял бы. Вообще у нас как-то исторические вопросы города принято очень легко решать. «Юбилейный» был не нужен, «кораблик» - не нужен. Скоро вообще ничего не нужно будет. Но больше всего меня поразило, как можно было уничтожить все деревья, - говорит Олег Исаченко.
Фото Ольги Ярославской
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
34 комментарий(ев)Кому-то вершиной кулинарного искусства кажется фастфуд, кто-то ищет ресторан со звездой мишлена. Так и здесь - если Вам нравится давиться жареной картошкой на 9-метровой кухне, то это не значит, что Вы вправе называть единственный в Актау сад на берегу моря "харчевней". Лично я ловил кайф, заказывая кофе с видом на закат над Каспием под сенью урюковых деревьев.
речь идет не о деревьях, а о тошниловке которая там была, обчная забегаловка, но для вас я смотрю это всехресторан)) Деревья мне жалко, я не защищаю тех кто распорядился их спилить! просто действительно надоело читать одно и то же: "кораблик начали сносить, начали пилить, вывозить и тому подобное, много других проблем и достижений!
Кораблик с садом плодовых деревьев был прекрасным украшением берега.
Кому-то вершиной кулинарного искусства кажется фастфуд, кто-то ищет ресторан со звездой мишлена. Так и здесь - если Вам нравится давиться жареной картошкой на 9-метровой кухне, то это не значит, что Вы вправе называть единственный в Актау сад на берегу моря "харчевней". Лично я ловил кайф, заказывая кофе с видом на закат над Каспием под сенью урюковых деревьев.
Так и снесут... За ними не заржавеет. В них святого то от родясь не было.
ВОСПИТАНИЕ......
P.S. Наши гос.служащиие рулят.
Вас послушать, так и "Вечный огонь" скоро не нужен будет, снести можно???!!!
Пусть вам всем это воздастся и как можно раньше...
Пиво и нам не в радость было в кафешнике этом.можно было оставить сам корабль.и было бы намного красивее если бы его привели в божеский вид.можно было натянуть паруса для примера и он бы стоял как символ города, как украшение.
а вы теперь радуйтесь что там будет очередная стоянка или бизнес центр или еще что то в этом роде.
Он не ржавый и он не уплыл! Его "казнили" не по собственной вине, впрочем, как и деревья, а по вынесенному приговору. Смотрите правде в лицо.
Да это я не Вам написала!!! ))) Просто процитировала Ваши слова.)) Не уж-то не понятно? ))) Просто всегда интересно знать историю, тем более, что это касается не только нашего города. Вот и всё! Не более того!)))
P.S. Я с Вами согласна, что за последние дни слишком много материалов посвящённых сносу ОДНОГО кабака, но это не касается истории самого судна, которое имеет свою историю.
вы не сравнивайте ***** с трамвайной ручкой!)) самолетик-это памятник, а кораблик-харчевня!
к чему вы это все мне написали?
я о том же!
Не знала, что "Зоркий" 1952 года "рождения", да ещё где .... на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге, который сам Петр Великий основал! Судя по всему, кораблик много волн повидал, да и скоростью мог похвастаться. .... Но, уготовлена тебе была другая судьба. .... Стал ты развлекательным кабаком, заковали тебя в каменные заборы и "умер" ты не от старости, а по решению суда РК. ... Впрочем, чему удивляться! В среднем, примерно, столько же живут мужики в этой стране. А, чего до пенсии тянуть!? Сказала власть в морг - значит в морг. .... Мне вот интересно, а судья и остальные чиновники, которые участвовали в решении "ЖИТЬ" или НЕТ кораблику, знают его "родословную"? .... Могли бы грамотно найти ему применение. Да и вообще, история хорошая наука, жаль, что её мало кто знает. Большинство пытаются её переписать на свой лад, не имея к этой науки даже близкого отношения.
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо, на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости...
Милый дом,
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором....
Потрясающая по глубине фраза! Антоша Чехонте, с его "Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа" просто нервно курит в углу.
На побережье 14-го микрорайона его привезли в 91-92 году, "Лада", вы хоть проверяйте свои сведения. Люди, которые видели прибытие "Кораблика" верхом на "Урагане" не дадут соврать ни мне, ни вам.
Бурун - это корабль, который пришел на смену «Зоркому». Убрали эту фотографию, чтобы не было путаницы