Куаныш Есетов: Брошенные на мели суда представляют серьезную угрозу мореплаванию и экологии Каспия

В ТОО «КазМорТрансФлот» опасаются, что судовладельцы могут оставить иранский сухогруз «Rasha 1» на мели. Бесхозные корабли наносят вред экологии и представляют опасность для мореходства. Об этом сообщил Куаныш Есетов, советник генерального директора ТОО «КазМорТрансФлот». Куаныш Есетов заявил, что казахстанские власти должны предпринять все меры, чтобы снять иранский сухогруз «Rasha 1» с мели Каспийского моря.

- В мореплавании бывает, что суда садятся на мель. В последнее время подобные случаи на Каспии стали учащаться. Возникает вопрос: почему чаще всего на мель выбрасывает именно иранские судна? Мы ни в коем случае не хотим говорить о непрофессионализме иранских судоводителей. Проблема, вероятно, заключается в изношенности кораблей. Ремонт кораблей должен проводиться раз в 10 лет. Видимо, иранские судовладельцы не видят в этом надобности и эксплуатируют корабли дольше, чем можно. Отмечу и другой факт. На Иран долгие годы были наложены санкции. Сейчас санкции прекращены, иранское судоходство стало намного интенсивнее, - рассказал Куаныш Есетов, советник генерального директора ТОО «КазМорТрансФлот».


Сотрудники морского порта опасаются, что судовладельцы корабля «Rasha 1» последуют примеру сухогруза «Tiba» и оставят корабль на мели.

- В результате сильного шторма иранский сухогруз «Tiba» сел на мель 12 ноября 2015 года. На первом этапе наша компания «КазМорТрансФлот» осуществила переноску грузов на баржу компании. На втором этапе был проведен осмотр судна водолазами. Теперь нужно отбуксировать его в Иран, либо разобрать по частям. Судовладельцы до сих пор не предприняли мер по снятию судна с мели. Проведение работ обойдется судовладельцам недешево. Мы предполагаем, что они намеренно оставили судно на месте, чтобы не быть в убытке, - заявил Куаныш Есетов.

Из-за разницы в законодательстве, в случае, если казахстанское судно сядет на мель у берегов других стран: Азербайджан, Туркменистан, Россия или Иран - то в отношении казахстанских мореплавателей меры будут намного жестче, отметил советник.

- Побережье Каспийского моря рано или поздно может стать свалкой заброшенных кораблей, которые со временем будут ржаветь. Это непоправимый вред экологии. При появлении нового бесхозного корабля меняется карта моря. Представьте: на счету ТОО «КазМорТрансФлот» насчитывается шесть танкеров повышенной опасности. Находясь в море, они могут не заметить заброшенное судно. Такие объекты вызывают большую опасность для мореходства, - заключил Куаныш Есетов.


Напомним, иранский сухогруз «Rasha 1» сел на мель у побережья Актау 17 апреля. Компания Вагенборг Казахстан БВ приступила к работам по снятию сухогруза с мели.




Сухогруз «Rasha 1»