Учителя вечерней школы Актау вынуждены самостоятельно разрабатывать учебные программы

На сегодняшний день в вечерней школе Актау обучается 241 человек. Большинство из этих людей работают. И главной проблемой, как говорит учитель, является то, что с советского времени была потеряна та система, когда предприятия были заинтересованы в том, чтобы их сотрудники получали среднее образование и могли поступать в специальные или высшие учебные заведения. На сегодняшний день в вечерней школе Актау обучается 241 человек. Большинство из этих людей работают. И главной проблемой, как говорит учитель, является то, что с советского времени была потеряна система, при которой предприятия были заинтересованы в том, чтобы их сотрудники получали среднее образование и могли поступать в специальные или высшие учебные заведения.

- Раньше такие образовательные учреждения назывались школой рабочей молодежи. И все было понятно. Предприятия посылали своих сотрудников учиться, и тем самым принимали участие в жизни своих работников. В случае непосещения можно было обратиться и узнать, почему сотрудник не ходит и не хочет учиться. Потому что людей обучали для производства. Сегодня трудно подыскать даже название, адекватно отражающее систему обучения в нашей школе, - говорит Валентина Костенко.

При этом, на сегодняшний день, как говорит учитель, еще одна проблема заключается в том, что ни один вуз не готовит педагогов для работы в вечерней школе.

- По сути, сегодня подготовка педагогов для вечерней школы осуществляется преимущественно методом личных проб и ошибок или копированием опыта у более старших коллег со стажем. Хотя на деле педагоги должны быть готовы к работе, а также понимать, что такое работа в вечерней школе, - говорит Валентина Костенко.

В целом в системе образования страны сегодня к результатам деятельности школ вечернего типа предъявляются те же стандартные требования, что и к школам дневной формы обучения. Но сравнивать «вечёрки» с общеобразовательными школами, по словам Валентины Костенко, никак нельзя.

- Наши дети не участвуют в ЕНТ, они сдают экзамены в школе. И хотя у нас много старательных и высокопрофессиональных учителей, все же нужно учитывать, что мы работаем с детьми, а порой и взрослыми людьми, у которых что-то не получилось в обычной школе. И поэтому при весьма высоком проценте мастеров своего дела процент награжденных учителей среди «вечерников» самый низкий. И мы считаем, что это характерный показатель недооценки государством роли вечерней школы и труда педагогов, которые здесь работают, - говорит Валентина Костенко.

Нет в вечерней школе и своих учебников, а также своей образовательной программы. Заниматься приходится по программам и учебникам общеобразовательных школ, хотя педагоги школы для взрослых считают это упущением со стороны государства.

- Раньше был учебник для вечерних и заочных школ. И была возможность поправлять те пробелы учеников, которые остались после обычной школы. А сейчас у нас учебники по тем программам, которые наши учащиеся не освоили в дневной школе. И придя сюда, мы им опять должны преподавать по тем же программам, и это абсурд. Литература должна быть адаптированна именно для вечерних школ. В итоге нам приходится распечатывать и раздавать брошюры своим ученикам. Материалы для них мы находим в интернете, где-то сами составляем. Я лично писала пособия для своих предметов, которые были утверждены в институте усовершенствования, потому что я знаю специфику вечерней школы, - говорит педагог.

Фото Ольги Ярославской