Житель Актау натолкнул археологов на открытие уникального для Евразии святилища

Мангистауские археологи ведут раскопки мощного культового сооружения, датируемого V – VII вв. до нашей эры. Четыре года назад памятник обнаружил житель Актау Фанис Абдуллин. Мангистауские археологи ведут раскопки мощного культового сооружения, датируемого V-VII вв. нашей эры. Четыре года назад памятник обнаружил житель Актау Фанис Ахмадуллин.

Все началось с того, что археолог-любитель Фанис Ахмадуллин во время раскопок в местности Алтынказган нашел седло с серебряными обкладками, на которых изображены сцены звериного стиля. Специалисты пришли к выводу, что это средневековая школа изготовления. Как говорит региональный археолог Андрей Астафьев, ведущий раскопки, только одна находка седла является уникальнейшей для археологии Евразии.

- Седло, вероятно, было принесено в дар духам или божествам. Это означало, что здесь могут оказаться и другие предметы из металла. В процессе раскопок было найдено большое количество ювелирных украшений, которые стоит расценивать как дароприношение. К примеру, женский пояс из тонкого фольгированного золота с золотой пряжкой и янтарными вставками. Анализ только этой находки позволил получить одну из дат – это, ориентировочно, V век нашей эры. По всей видимости, это гуннская техника изготовления, - рассказал Андрей Астафьев.


Найденные металлические пряжки могут говорить также об эпохе ранних тюрков – это VI-VII века.
Среди находок также обнаружены изделия из бронзы – зеркало, бубенчики, наконечники стрел, серебряные пряжки с янтарем.

- Вопрос о том, кто создал этот комплекс – остается открытым. Но памятником Алтынказган мы открываем абсолютно новую страницу в истории Мангистау – это эпоха великих переселений народов. Есть предположение, что какая-то часть гуннского населения могла попасть сюда на полуостров и создать культовый пантеон. Другая версия – здесь обитали аланы, заимствовавшие культуру своих соседей, - предположил Андрей Астафьев.


Решение всех загадок, по мнению археолога, кроется в курганах. Четыре кургана занимают главенствующее положение, по ландшафту они преобладают над окружающей местностью. Все остальные святилища примыкают к данному комплексу.

- Они могут дать и погребальный обряд, и набор более весомых артефактов. В следующем году должны быть продолжены предварительные исследования на объекте. Возможно, в итоге мы будем иметь захоронения ранних средневековых кочевников, а возможно и правителей. Сам набор предметов и характер даров указывает на состоятельность населения и значимость тех, кто здесь погребен, - резюмировал региональный археолог.