Как строится дорога Бейнеу-Шетпе

Журналисты «Лады» проехали от Актау до границы с Атырауской областью, чтобы своими глазами увидеть и оценить новую трассу. Два года прошло с начала строительства участка международного транзитного коридора Бейнеу-Актау между поселками Бейнеу – Шетпе. Работы по строительству трассы протяженностью 200 километров подходят к концу. Журналисты «Лады» проехали от Актау до границы с Атырауской областью, чтобы своими глазами увидеть и оценить новую трассу.


Вся дорога от Шетпе до Бейнеу поделена на четыре лота различной протяженностью. Финансирование осуществляет Азиатский Банк Развития. Работы почти на всех отрезках ведутся турецкой компанией «Алсим Аларко». Эта компания уже 20 лет работает на территории Казахстана. Среди их работ строительство международного аэропорта в Астане, 400 километров дороги в Уральске, 122 километра трассы Опорный-Бейнеу и многое другое.



По словам инженеров, дорога Бейнеу-Шетпе относится ко II категории и рассчитана на 13 тонн нагрузки на ось. Само дорожное покрытие общей толщиной 62 сантиметра напоминает многослойный пирог: первый слой - это земляное полотно (укрепление грунта с применением дорзина); второй слой — щебеночное основание (специально разработанная смесь с добавлением щебня крупной фракции); третий слой - высокопористый крупнозернистый асфальтобетон; четвёртый слой - пористый асфальтобетон. Завершающий пятый слой (слой износа) - это щебеночно-мастичный асфальтобетон.



Щебеночно-мастичный асфальтобетон, как слой износа, используется на территории Мангистауской области впервые. По словам инженеров, добавки, которые входят в смесь покрытия, предотвращают образования колеи и сдвигов. Кроме того, такое дорожное покрытие имеет свойство самозаживляться, утверждают инженеры.



Работы по прокладке трассы ведутся круглосуточно. Инженеры и рабочие живут тут же, в строительных городках. По словам руководства, рабочие обеспечены всем необходимым, начиная от комфортабельных комнат и питания, заканчивая предметами быта, чтобы ничего не отвлекало их от работы.



Для того, чтобы работа шла непрерывно, компания подрядчика самостоятельно ведет добычу щебня в карьере. В день на карьере добывается более пяти тысяч тонн щебня. Здесь же установки дробят породу на фракции различных размеров.



У подрядчика есть свои мини-заводы для приготовления асфальтобетонной смеси. Всего их три. По словам инженеров, щебеночно-мастичный асфальтобетон укладывается при температуре 160 градусов по Цельсию. Поэтому наличие заводов по приготовления бетонных смесей в непосредственной близости от проведения работ, важно, чтобы материал не успел остыть.



На всех этапах строительства за техническим и технологическим процессом следят специалисты международного класса. Управление строительством в части соблюдения условий контракта между заказчиком и подрядчиком, обеспечение соответствия работ техническим спецификациям, контроль за графиком работ и использованием денежных средств, контроль качества работ лежит на плечах инженеров южнокорейской компании «Дохва» (они выступают в качестве международных консультантов), специалистов «Инженерного Центра Астаны» и инженеров компании подрядчика «Алсим Аларко». Кроме того, работы ежедневно контролируют руководители компании заказчика - «Мангистауский областной филиал Национальной компании «КазАвтоЖол».



Все строительные материалы, начиная от щебня и заканчивая асфальтовой смесью, проверяются в лабораториях, которые также расположены на территории строительства дороги. Контроль качества материалов осуществляется два раза — до и после укладки. Дополнительный контроль на соответствие материалов проводит еще и Областная строительная лаборатория.



Свое начало нынешний этап строительства дороги берет на отрезке 372 — 422 км. Это Лот-1. Сама трасса готова на 80 процентов. Здесь уже уложены три слоя покрытия дороги. Осталось два — слой пористого асфальтобетона и слой износа. К слову, именно незавершенные отрезки дороги автомобилисты ошибочно называют некачественными. Инженеры объяснили, что высокопористый и пористый слои дороги имеют неровности в пределах допуска. Все они будут полностью устранены при нанесении завершающего слоя покрытия.



Лот-1 - самый сложный из всего отрезка дороги, так как предусматривает строительство моста через реку Манаши. Уже завершена установка монолитных свай и колонн. Согласно проекту, мост будет выдерживать нагрузку 120 тонн. Старый мост выдерживал нагрузку 80 тонн. В начале декабря, обещают строители, новый мост будет полностью достроен и открыт для движения.



Лот-2 (отметка - 422-472 км) практически завершен. Тут осталось нанести только щебеночно-мастичный слой и разметку.



Лот-3 (отметка 472 — 514 км). На данном отрезке дороги работы завершены. Остались работы, не влияющие на безопасность движения.



Тут предусмотрены две площадки отдыха для дальнобойщиков, оборудованных туалетами и эстакадой.



Вблизи населенных пунктов и в местах, предусмотренных проектом, дороги оборудованы проходами для скота.



В местах виража и на склонах установлены прикромочные лотки для отвода талых и дождевых вод.



Третий и четвертый лоты разделяют отрезок дороги через природоохранную зону Сайотес. Этот участок дороги протяженностью 60 километров в отличие от всей трассы финансируется из республиканского бюджета. Подрядчиком на данном отрезке выступает компания «Нияз Мухаммед».



Природоохранная зона Сайотес включает в себя дорогу через перевал Манаты-Ата. Еще недавно он был самым опасным участком на всей трассе. Сегодня склон не такой крутой, благодаря тому, что было снято несколько метров породы. Когда работы через перевал будут закончены, трасса пройдет на 12 метров ниже той, что была ранее. Закончить этот участок трассы планируется в 2015 году.



Лот-4 (отметка 573,6 — 632,3 км). Этот отрезок дороги завершен на 100 процентов с опережением графика на пять месяцев. По этому участку можно определить, какой будет вся дорога в конечном итоге.



Разметка на трассе из термопластика с добавлением светоотражающих шариков. Даже в кромешной темноте разметка дороги отчетливо видна.



Термопластик - материал износостойкий. Шарики добавляются в него уже после нанесения на дорогу.



Несмотря на то, что отрезок дороги Бейнеу-Шетпе готов на 95 процентов, и некоторые ее участки еще не открыты для движения, дальнобойщики уже успели оценить все плюсы.
«Раньше дорога от Бейнеу занимала у нас около двух суток. Сейчас до Актау мы доезжаем за восемь часов. Огромное спасибо строителям. Раньше в Мангистау вообще ехать никто не хотел. Сейчас мы проехали и уже сказали коллегам, что дорога хорошая. Думаем, теперь сюда пойдут фуры. Водители больше не будут отказываться от поездок».



Закончить все работы по строительству отрезка дороги Бейнеу-Актау (Бейнеу-Шетпе) в компании «Алсим Аларко» обещают уже к 15 декабря текущего года. Все, кто участвовал в ее строительстве, говорят, что проделанная работа - повод для гордости. Дорога соответствует международным стандартам и позволит увеличить поток машин в разы. Единственным препятствием на новой трассе останется участок дороги в 60 км в зоне Сайотеса, но и это ненадолго. В 2015 году, по словам заместителя директора Мангистауского областного филиала Национальной компании «КазАвтоЖол» Нуржана Крыкбаева, из республиканского бюджета будет выделено достаточно средств, чтобы в максимально быстрые сроки закончить работу.

Журналисты «Лады» остались довольны путешествием: "Ожидание того, что нас будет трясти на ухабах и рытвинах, не оправдались. Вся дорога от Актау до Бейнеу заняла у нас чуть больше шести часов".

Интерактивная карта строительства. Наведите курсор, чтобы посмотреть видео