Как дорожный знак в Актау помешал строительству

Стела «Шевченко», установленная на въезде в город, была всего лишь знаком, обозначавшим населенный пункт. Впоследствии она стала памятником уже не существующему городу. В сквере между 4 и 5 микрорайонами Актау стоит стела, изготовленная из нержавеющей стали. Это когда-то был обычный дорожный знак, символизировавший въезд в город.



Изготовили эту стелу сварщики Прикаспийского гидрометаллургического комбината.
Заказ не представлял для опытных слесарей и сварщиков ничего сверхъестественного. Обычный дорожный знак. Изготовили быстро и качественно. Установили в степи по дороге из аэропорта в город.



Но Шевченко строился быстро, и вскоре не только знак оказался в черте города, но и сам аэропорт.
Город переименовали в Актау, поэтому стела со старым названием города стала вызывать у жителей ностальгические чувства, и дорожный знак превратился в памятник.

Но однажды тихой ночью стела исчезла. Что тут же вызвало вопросы горожан. Почему? Зачем? Кто распорядился?

Из городского акимата на вопросы горожан пришел письменный ответ:

«Дорожный знак «Шевченко» ликвидирован, потому что своим идеологическим содержанием он мешал строительству городской мечети», - гласил ответ пресс-службы акимата.

Знак, конечно, может мешать строительству, занимая какое-то место (площадь), но какое идеологическое содержание у простого информационного знака?
Но, видимо, какое-то было, потому что судьбу стелы активно обсуждали депутаты городского маслихата.

Марат Шушаков, директор Музея трудовой славы ПГМК, в то время как раз был депутатом. Он рассказал о том, что депутаты во времена самого маленького бюджета города беспокоились о сохранности городского имущества.

- Одно из предложений о сохранности стелы было оригинальным. Предлагалось к слову «Шевченко» доделать еще четыре буквы «Ф», «О», «Р» и «Т», получится «ФОРТ-ШЕВЧЕНКО», и тогда знак можно поставить на въезде в этот город, - рассказал Марат Шушаков.

Идею, слава богу, отвергли, и для стелы нашли укромное место в сквере. Впоследствии Марат Шушаков предложил огородить стелу и облагородить вокруг территорию, чтобы дорожная стела приобрела статус памятника.
Так и было сделано.

Фото Ольги Ярославской и из архива музея ПГМК