В Актау из 331 лифта к эксплуатации пригодны всего 70

Леонид Кашников: «В Актау появилось слишком много частных предприятий, которые берутся обслуживать лифты, при этом даже не проводя технических испытаний перед их эксплуатацией. А между тем лифт – это особо опасный объект» В городе Актау 168 высотных домов, в которых установлен 331 лифт. В данный момент, из этого числа работает всего по одному лифту в 59 домах. Остальные объекты жилищно-коммунального хозяйства давно отслужили свое.

- В первом микрорайоне лифты установлены еще в 1968 году, хотя срок службы лифтов составляет - 25 лет. Скоро городу 50, а лифты все еще ни разу не менялись. Естественно, многие из них на сегодняшний день не работают. Так, например, практически нигде не работают лифты в 1, 9, 14 и других микрорайонах, - говорит директор компании «Актаулифт» Копберген Жайлиев.

В 2001 году в Актау было заменено 30 лифтов. В 2011-м году за счет средств бюджета заменено еще восемь.

- Какова перспектива? Тут все зависит от выделениия средств. На данный момент все лифты переданы на баланс жилищно-коммунального хозяйства акимата города Актау. Поэтому мы ожидаем, что лифты будут меняться постепенно. До этого они были бесхозные, то есть согласно закона «О жилищных отношениях» являлись общим имуществом жителей дома. Естественно, чтобы приобрести и заменить один лифт, жильцам необходимо было собрать порядка 8 миллионов тенге. А это, сами понимаете, практически невозможно. Поэтому и ситуация с лифтовым хозяйством оставляла желать лучшего, - говорит Копберген Отепбергенович.

Леонид Петрович Кашников занимается лифтовым хозяйством много лет.

- Деньги никто не хочет расходовать на лифты. Все ищут выход, как бы отремонтировать их за счет кого-нибудь. Ведь лифты – дело не прибыльное. СПК «Каспий» занимался этим вопросом. Нашли компанию, которая хотела отремонтировать лифты, но им надо было, чтобы был возврат средств. И если на сегодняшний день одна поездка на лифте стоит 8 тенге. А замена лифта стоит порядка - 7-8 миллионов, в год по договоренности надо было вернуть этой фирме миллион. Соответственно в месяц - более 83 тысяч тенге. То есть, чтобы выплатить этой фирме долг, одна поездка должна будет стоить 22 тенге минимум. Но народ не будет такие деньги платить. Проще будет пешком ходить. Поэтому это, конечно, не выход, - говорит Леонид Петрович.

По новому техническому регламенту лифты могут обслуживать и частные лица.

- Мы, наверное, практически единственная организация на сегодняшний день, которая, как положено, проводит испытания лифтов. Появилось множество частников, для которых испытывать лифты – затратное дело, поэтому никто этого и не делает. Есть даже те объекты, которые не зарегистрированы в ЧС. И если что случись, не понятно и кто будет отвечать, - говорит Леонид Кашников.

Если раньше в городе существовала региональная техническая инспекция гостехнадзора, которая инспектировала лифты, то сегодня эти полномочия передали в ДЧС. Это, как говорит Леонид Петрович, еще одна существенная проблема.

- Что такое чрезвычайные ситуации и каждодневный надзор за опасным объектом? В ЧС итак забот хватает, а на них еще и это повесили. Раньше был инспектор, который курировал лифты по городу. Он приезжал на все испытания, смотрел каждый болтик. И мы, лифтовики, его всегда боялись и готовились к техосмотру серьезно. Сейчас этого практически нет, - говорит Леонид Петрович.

Как считает Леонид Петрович, сегодня же, даже те лифты, у которых срок эксплуатации еще не вышел, ремонтировать бесполезно - они уже давно морально устарели и сняты с производства. Запчастей, по его словам, на них давно найти.

- Большинство лифтов не эксплуатируются, за ними никто не смотрит, а пока лифт не демонтировали – это лифт, а лифт – это особо опасный объект. Во многих домах двери выламывают, остаются дыры. Просто счастье, что никто еще туда не упал и не сломал себе шею, - возмущается Леонид Петрович.

В свое время Леонид Кашников предлагал проект по внедрению диспетчеризации.

- Что такое диспетчерская связь? У диспетчера специальное оборудование, которое отслеживает все лифты в городе. Если несанкционированное проникновение в шахту, он тут же будет знать и ребенок уже туда не упадет. Сейчас если лифт не работает, идет механик, смотрит, почему не работает. Потом он идет обратно, берет запчасти, идет снова обратно, ставит их и только потом запускает лифт. При наличии диспетчерской связи, лифт сам говорит, что у него сломалось. Механик идет и уже знает, какие запчасти надо взять. Не теряет время. Застряли люди в лифте, они могут сообщить об этом тут же диспетчеру. Но на все это нужны деньги, а их никто не выделяет. И опять-таки установлю я сейчас эту диспетчерскую связь. Тут новый тендер, который выиграет "дядя Ваня". И эта диспетчеризация ему даром не нужна. У него два лифта и для него этого достаточно. Поломались они, расторгает он договор и уходит, зачем ему лишние затраты. А потом зовут нас, помогите, сделайте. И проблема не сдвинется с места до тех пор, пока к ней не поменяют отношения. А так, как в басне, воз будет и ныне там, - говорит Леонид Петрович.

На сегодняшний день те лифты, которые работают, по словам Копбергена Жайлиева, функционируют круглосуточно. Телефон аварийной службы «Актаулифт»: 31-34-80.