В Актау обсудили Генеральную схему организации территории РК

Вице - министр регионального развития Серик Нокин и заместитель директора астанинского филиала АО «КазНИИСА» Аманжол Чиканаев на совещании в областном акимате рассказали представителям местных исполнительных органов об основных положениях Генеральной схемы, её значении для развития государства в целом и Мангистауской области в частности. Курорт Кендерли, АЭС, развитие морского порта и строительство и реконструкция автомобильных, железных дорог, миграция населения и другие планы развития Мангистау до 2030 года нашли отражение в обсуждаемом документе. Вице-министр регионального развития Серик Нокин и заместитель директора астанинского филиала АО «КазНИИСА» Аманжол Чиканаев на совещании в областном акимате рассказали представителям местных исполнительных органов об основных положениях Генеральной схемы, её значении для развития государства в целом и Мангистауской области в частности. Курорт Кендерли, АЭС, развитие морского порта и строительство и реконструкция автомобильных, железных дорог, миграция населения и другие планы развития Мангистау до 2030 года нашли отражение в обсуждаемом документе.

Главный докладчик профессор архитектуры Аманжол Чиканаев рассказал, что Генеральную схему организации территории страны начали разрабатывать ещё в 2010 году. Уже 20 лет, после обретения независимости Казахстан, в качестве базового элемента модернизации экономики использовались основы, заложенные во времена КазССР. В настоящее время цикл большинства объектов советской градостроительной основы завершён, либо изменено их целевое назначение.

«Мангистауская область занимает ключевое место в экономике страны. Она является индустриально развитым регионом. В структуре экономики области преобладает горнодобывающая отрасль. По программе ФИИР в области намечено строительство крупных объектов: магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент, электросталеплавильного комплекса, завод по выпуску дорожных битумов. Общее количество новых рабочих мест в рамках реализации 42-ух проектов по ГПФИИР за 2010-2020 годы почти 33 тысячи», - сказал докладчик.

По мнению разработчиков документа, Мангистау останется до 2030 года нефтяным регионом. Но здесь необходимо развивать и другие направления. Прежде всего - морской транспорт. Морской порт Актау – единственный в Казахстане. Будет построен порт в селе Курык. Специалисты считают, что вокруг морских портов нужно строить портовые терминалы международного значения, создавать судоремонтную и судостроительную промышленность. В порту Курык запланировано строительство Военно-морской базы для защиты интересов страны в Каспийском море. В районе аэропорта Актау проектом предусмотрено создание Специальной экономической зоны и крупного транспортно-логистического центра. Аэропорту Актау после реконструкции будет присвоена международная категория ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

А вот планы по созданию международного курорта в Кендерли наоборот изменились. Разработчики предлагают понизить его до статуса курорта республиканского значения.

«Моё личное мнение, как одного из разработчиков (Генеральной схемы), расчеты на то, что Кендерли будет международным туристическим центром, конкурентоспособным и привлекающим до 300 тысяч человек в год, это, по-моему, утопия. Это будет большая ошибка. Иностранным экспертам без разницы. Они могут, что угодно говорить. Нам надо самим рассчитывать, насколько это реально», - заявил Аманжол Чиканаев.

По строительству АЭС в Казахстане есть политическое решение, но среди учёных есть различные мнения на этот счёт. На данный момент Мангистау полностью обеспечивает себя электроэнергией. Возможный в будущем энергодефицит помогло бы решить строительство газотурбинной электростанции. Но в конечном итоге это должно быть взвешенное и компетентное мнение профессионалов. Есть много факторов за и против атомной электростанции именно в Актау.

Более подробно о встрече в акимате и дальнейших путях развития Мангистауской области для повышения качества жизни населения мы расскажем в рубрике «Обстоятельно и подробно» на сайте www.lada.kz