Хорошо гулять по полю с конем

Фотоистория Ольги Ярославской и Игоря Нестерова о состоянии конного спорта в Актау Фотоистория Ольги Ярославской и Игоря Нестерова о состоянии конного спорта в Актау



Лошадь, удивительное создание природы — это одно из самых первых животных, которое приручил человек. Верный друг, хороший работник и воин. Никогда не устану любоваться лошадьми и никогда не перестану их любить.




Танки заменили лошадей в бою, тракторы в поле, но осталась природная любовь людей к степным красавцам и, конечно, конный спорт. …который многообразен. Это и выездка, и скачки, и конные пробеги, и поло, и прочие конные игры и забавы, в том числе и национальные.




В Мангистауской области к конюшням предпринимателя Виктора Кобзева уже стали относиться весьма серьезно. Хотя он завел лошадей просто из общечеловеческой любви к этим удивительным животным. Хотелось быть причастным к этому чуду природы.




Уже потом у Виктора появились мысли о том, что можно развивать конный спорт, и учить, и даже лечить детей. Об иппотерапии, наверное, слышали все — это дети, больные ДЦП, общаясь с лошадьми, выздоравливают.




С иппотерапией в конюшнях Кобзева пока сложно, хотя он не против бесплатно помогать таким детям. А детская конно-спортивная школа на базе его конюшен уже создана.




Сюда из Актау на микроавтобусе привозят детей, которые хотят заниматься конным спортом. И им это нравится.





«Главный тренер» у детей шестилетний Никита, который, в буквальном смысле, начал сидеть в седле раньше, чем ходить.




Никитку мы снимали несколько лет назад, с тех пор он подрос, окреп, и несмотря на свой шестилетний возраст, стал среди детворы главным авторитетом на конюшне.




Девчонки и мальчишки, которые изъявили желание заниматься конным спортом — это особая категория детей. Во-первых, все они люди доброжелательные, иных лошади не примут.




Не только наездник должен чувствовать лошадь, но и конь может не воспринять ездока, потому что он просто чувствует характер того, кто на него накидывает уздечку или надевает седло.




Даже Никита не садится пока на самого большого и стройного коня английской породы, который присутствует в конюшнях Виктора Кобзева. «Он норовистый, - говорит Никита, - может понести и даже сбросить. Мне на нем ездить пока не дают».




Зато «кобыла-толстушка» по кличке Кукла добродушна и умна, на ней очень нравится ездить женщинам. Кукла послушна, и ею управлять гораздо легче, чем автомобилем.




Кличка Кукле досталась по наследству. Ранее в хозяйстве Кобзева была пони с таким именем. Ее уже нет в живых. Новая лошадка чем-то напомнила хозяину бывшую любимицу Никиты, и она получила такое же имя.




Конный спорт — это сложный вид спорта. Во всем мире он держится на энтузиастах и любителях лошадей. В Мангистау нет ипподрома в центре города, как, например, в Пятигорске, поэтому детям конно-спортивной школы приходится добираться до конюшен за 15 километров от города. Но это не снижает их интереса к лошадям. Более того, они готовы сами убирать за своими любимцами стойла, как это на наших глазах делала Эльмира.




«Любимая лошадь, после того как ты за ней навел чистоту, только больше будет тебя любить, - считает девушка, - это не труд, а удовольствие. Навести порядок в деннике после лошади, все равно, что за ребенком прибрать».




Удивительно, но даже некоторые подростки в детском клубе уже стали звездами. Например, Володя Ефремов на нескольких скачках показал великолепные результаты. Более того, он в Мангистау рекордсмен. За один день проскакал на коне 75 километров.




За несколько часов он участвовал в трех заездах, меняя лошадей. На наш вопрос: не устал ли? Ответил: «Нет». На дополнительный вопрос: а не болела ли после этого попа? Засмеялся и кивнул головой: «Да, болела».


Ложка дегтя



Казалось бы, идиллическая картина — на Мангистау развивается конный спорт, но только ни тренер Александр Ефремов, ни владелец конюшен Виктор Кобзев с этим не согласны. Проблемы есть.




Государство в развитие данного вида спорта пока ничего не вложило. Любитель коней Виктор Кобзев сам купил лошадей, сам построил конюшни и взял у государства землю.




Теперь у государства возник интерес развивать конные виды спорта. У Виктора этот интерес тоже есть. Но...
Виктору не потянуть строительство ипподрома и конного манежа. А у государства нет денег. То есть бюджету тоже не потянуть.




Тем не менее, наш облспорт и частный предприниматель пытаются эту проблему решить.
По словам Виктора Кобзева, скачки, которые проводятся у нас в области проходят с нарушениями прав животных. Российские специалисты, когда увидели по какому грунту бегают на соревнованиях наши лошадки, пришли в ужас: «Мы на такой грунт лошадей даже гулять бы не вывели, не то, что на пробег!»




Еще одна проблема заключается в том, что владельцы адайских лошадей, которые показывают неплохие результаты, не очень-то хотят выставлять их на соревнования республиканского уровня. Причина проста. На местном уровне приз за скачки — это автомобиль. На республиканских соревнованиях тебе дают кубок и медаль. Поэтому многие владельцы хороших лошадей не хотят участвовать даже в престижных международных соревнованиях. И ничего с ними не сделаешь, как говорится, «хозяин - барин».


Виктор Кобзев предлагает областному управлению спорта своих лошадей в аренду в качестве производителей. Потомство будет принадлежать государству. Виктор также предлагает на базе его конюшен, на его земле создать конно-спортивный комплекс. Построить ипподром, крытый манеж для тренировок детей и лошадей, а также маленький казах-аул.




Любая скачка у нас на Мангистау — это праздник, предполагающий установку юрт, бешбармак и прочее...
Вода и электричество на конюшнях Кобзева имеются, все коммуникации подведены. Проблем нет, все сделано цивилизованно. Руководство облспорта тоже считает, что территория конюшен Кобзева — это идеальный вариант для развития конно-спортивных видов спорта, но...




По словам начальника управления физкультуры и спорта Сергея Пахомова, данная территория является частной, что не позволяет участия государства. Есть вариант так называемого частно-государственного партнерства. Но данный вариант предполагает, что частник возьмет на себя все расходы по строительству, а государство потом возьмет у частника объект в аренду.
«Понятно, что Виктор Кобзев пока не в состоянии оплатить такие расходы, но мы ищем пути решения этой проблемы», - говорит начальник управления физической культуры и спорта Сергей Пахомов.




По словам же Виктора Кобзева, строительство манежа и ипподрома для государства не будет обременительно. Всего 4 миллиона долларов. Любое строительство школы или детского сада обходится в десять раз дороже. Ситуация пока нетупиковая. Как рассказал нашим корреспондентам Сергей Пахомов, ведутся переговоры и с Кобзевым, и с акиматом.




А пока нет ипподрома и манежа, есть и еще одна проблема.
Дети могут заниматься спортом всего лишь три месяца в году. Летом, в пик конно-спортивного сезона, они находятся на каникулах. Большинство уезжает на «большую землю». Заниматься они начинают с сентября. А в ноябре уже холодно. Необходим крытый манеж, но его нет. Поэтому тренировки прекращаются до марта, а конный спорт требует постоянной подготовки, как наездников, так и коней.




Наши конники на республиканских соревнованиях впервые заявили о себе в 2011 году, когда начали выигрывать соревнования. Смешно, но до этого в других регионах Казахстана считали, что на Мангистау вообще лошадей нет.
Есть повод доказать, что и лошади, и хорошие жокеи у нас имеются.


В истории использованы фотографии лета 2009 года и ноября 2013.