Молодежь Актау выступила против предложения аксакалов переименовать Жанаозен

В прессе появилась статья «Молодежь Актау выступила против предложения аксакалов переименовать Жанаозен» и в социальных сетях широко муссируется этот вопрос. В связи с этим я, как исследователь культуры, хотела бы дать некоторое теоретическое обоснование сложившейся ситуации и объяснение тому, почему благородные цели местных аксакалов по выправке имиджа города Жанаозена путем переименования названия города были восприняты широкой аудиторией неоднозначно и вызвали различные мнения среди студенческой молодежи. В прессе появилась статья «Молодежь Актау выступила против предложения аксакалов переименовать Жанаозен» и в социальных сетях широко муссируется этот вопрос. В связи с этим я, как исследователь культуры, хотела бы дать некоторое теоретическое обоснование сложившейся ситуации и объяснение тому, почему благородные цели местных аксакалов по выправке имиджа города Жанаозена путем переименования названия города были восприняты широкой аудиторией неоднозначно и вызвали различные мнения среди студенческой молодежи.

Имидж Жанаозена сложен и неоднозначен, в связи с трагическими событиями прошлого года . Даже если в реальности проблема была решена самым справедливым образом, она уже закреплена в сознании многих людей как «сфабрикованное решение» и происходит романтизация, идеализация событий и героизация их участников. Немаловажную роль в этом сыграли оппозиционные силы и представители сообществ, преследующих цель подрыва благоприятного имиджа страны.

Молодежь в целом была согласна, что имидж Жанаозена нуждается в срочной трансформации, как под воздействием внешних факторов, так и под влиянием изнутри. Однако, навязывание воли аксакалов путем лоббирования имени святого суфия, с сопроводительными нравоучениями типа «вы не совсем грамотны в истории, не знакомы с определенными произведениями народного творчества», а уж тем более «после переименования в этом городе будет развиваться духовное воспитание молодежи, принципы гуманизма и человеколюбия и упадет рост преступности», мягко говоря, не нашли ответного отклика. Прежде всего потому, что присвоение имени святого населенному пункту молодежь восприняла как осквернение его памяти и предлагали другие названия. Были высказаны мнения о несвоевременности этого предложения, так как совсем скоро годовщина трагических событий.

Ведь действительно ошибка думать, что следует смоделировать образ один на всех – мол, «Жанаозен – город хороший и духовный», и все! Жанаозен сегодня – это не просто город, это – образ. Его модераторы создают этот имидж, находясь под осознанным или неосознанным влиянием заинтересованных сил.

И без учета этого, принимая скоропалительные и несвоевременные решения мы сами создаем массу поводов для акцентирования внимания общественности на негативном социальном и политическом мифе, сложившемся вокруг этого образа. Ведь всем известно, что в истории широко использовалась практика переименования населенных пунктов после трагических событий, которые обычно связывались с тиранией и деспотизмом действующей власти /примером может послужить переименования Яицка в Уральск после восстания Е. Пугачева/. Несмотря на то, что ситуация в Жанаозене неидентична с приводимым примером, заинтересованные силы в подрыве позитивного имиджа страны, используют их как камуфлирование политических целей под псевдо-благие намерения. Из этого следует сделать вывод: не имеет смысла заниматься демифологизацией сложившегося образа и созданием позитивного имиджа Жанаозена, не располагая инструментарием, научными и практическими понятиями, не опираясь на профессионалов, не учитывая особенности менталитета, этические ценности населения региона.

Например, на Мангистау особо развита казахская традиция ат тергеу, который является высоким показателем уважения к старшим, учтивости, обходительности. Согласно данной традиции, снохи не называли поименно своего свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирали им подходящие имена. Женщины Мангистау Бекет ата именуют Ата и сложно им будет произносить это имя не в иносказательной форме.

А относительно молодежи, нужно принять во внимание, что она по природе противоречива и импульсивна, но искренна и открыта к позитивным переменам. Быть может поэтому не иссякали споры и предложение продолжить тему после Нового года было принято.

Научные технологии не всесильны, но грамотное, квалифицированное их использование позволяет обходить острые социальные коллизии и достигать эффективного разрешения проблем на имидж, а не против имиджа.

Мамбетова А.И., кандидат культурологии