18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
03.10.2013, 11:19

Пни на небесах

В последнее время защитники казахского языка определенно на высоте - после известного инцидента с выпившим редактором журналов “Аңыз адам” и “Жұлдыз­дар отбасы” Жарылкапом КАЛЫБАЕМ на борту авиакомпании SCAT бывший чиновник Мейрамбек БИЛГАЛИ пнул стюардессу того же авиаперевозчика за незнание государственного языка. Предполагалось, видимо, что реноме казахского языка и особенно его носителей после этого неминуемо окрепнет.

Как известно, Жарылкап Калыбай тоже был возмущен тем, что его не обслуживают на родном языке - после некоторых возлияний, обостривших душевные раны, редактор начал активно учить стюардесс государственному языку, используя такие изысканные литературные идиомы, как иттiң балалары. К сожалению, с***ны дети в массе своей не оценили заботы редактора известных журналов и группой написали на него заявление. После чего Калыбай-мырза отсидел трое суток за пьяный дебош в самолете.
Мейрамбек Билгали пошел дальше, причем без дополнительных стимуляторов хронического патриотизма. После того как несколько стюардесс не смогли объясниться с ним на государственном языке, бывший замакима Макатского района Атырауской области ударил бортпроводницу ногой по ягодицам. Как объяснил прессе позже сам Мейрамбек, сделать это его заставила обида за положение казахского языка.
И не надо задаваться вопросом, почему в порыве негодования уязвленный Билгали не разбил голой рукой иллюминатор, не разломал кресло или не сделал тут же себе сеппуку, а выбрал тот путь возмещения морального вреда, который выбрал. Потому что вопросов после этого возникнет очень много. Где, например, был Билгали, когда Серик САПИЕВ, плохо говорящий на казахском, стал олимпийским чемпионом по боксу? Почему храб­рый, но обидчивый Мейрамбек не отвесил ему хорошего пендаля? А ведь министр финансов Болат ЖАМИШЕВ тоже давно напрашивается. И еще несколько членов правительства.
Но, как пишут на спинках кресел в авиалайнерах, safety first - безо­пасность превыше всего. Мейрамбеки бьют только тех, кто гарантированно не возблагодарит за один пинок двумя ответными. И это, кстати, не отличительная национальная черта, как сейчас пытаются представить некоторые оппоненты дебоширов. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН явно не про казахов XXI века писал свое: “У нас нет середины - либо в рыло, либо ручку пожалуйте!”.
Такой принцип поведения свойственен всем неофеодальным обществам, в которых культивируется примат силы. Любые формальные социальные институты в них работают только сверху вниз и не работают в обратном направлении. То есть аким области исключительно в правовом поле с гарантированным успехом может выжить с места, скажем, врача районной больницы. А если врачу удастся потом отсудить у акимата компенсацию, то это будет восприниматься обществом как уникальный случай непредвзятого процессуального решения (хотя потом выяснится, что у доктора родственники в суде или крыша в Минздраве).
Поэтому многие у нас стараются, например, купить машину побольше и подороже, пусть даже в кредит. Такой автомобиль на дороге выполняет не только транспортные, но и защитные функции, а его механизм в точности копирует поведение плащеносной ящерицы, которая в случае опасности расправляет огромный кожаный воротник, чтобы казаться больше и внушительнее. “Лучше вам, ребята, со мной не связываться!” - месседж у ящериц испокон веков и у казахстанцев в XXI веке один и тот же. А для его трансляции используются все возможные пути.
Такая ниспадающая вертикаль, подмявшая все общественные отношения, и есть истинный корень многих проблем, включая упомянутые “случаи Калыбая и Билгали”. Авиакомпания SCAT в данной ситуации выглядит пострадавшей и должной вызвать сочувствие. Но сочувствия она не вызывает, так как ее реакция тоже находится в русле негласной, но общепринятой модели поведения: кто сильнее и больше, тот и прав. Руководители иностранных компаний после подобного рода скандалов обязательно созывают пресс-конференции или распространяют официальные заявления, причем не по поводу собственно инцидента, а по сути претензий. SCAT ничего такого не сделал, предпочитая играть в молчанку, что обычно означает подковерное решение проблемы, то есть, вместо того чтобы публично признать недоработки и объявить, что госязыку впредь будет оказываться всемерная поддержка, компания уповает на собственные силовые возможности. Так и будет продолжаться, пока кто-нибудь, кто сильнее, не пнет уже всю авиакомпанию.
Самое пакостное в этом - как раз фокус на казахском языке, хотя природа конфликтов не имеет к нему никакого отношения. Она, во-первых, имеет отношение к надандық (или невежству по-русски, хотя этот перевод не совсем точен и эмоционально гораздо слабее оригинала) Калыбая и Билгали, которые используют родной язык для дешевых спекуляций в стиле “мне так обидно стало за язык, что я напился, подрался и упал в фонтан” (когда уже им станет так обидно, что они переведут УЭЛЬБЕКА, получат Нобелевскую премию или хотя бы пожертвуют состоянием в пользу детского дома?). Между тем казахский язык - не разменная монета и не фиговый лист, чтобы закрывать им собственные срамные места. Казахский язык не делает дураков умными, а подлецов - благородными.
Во-вторых, ситуация напрямую вытекает из отношения государства к государственному же языку - а оно не способно не то что следить за практикой употребления казахского языка в авиакомпаниях, но даже отслеживать правильность написания названий улиц на официальных дорожных указателях в том же Алматы.
Невежество вкупе с государственным пофигизмом рождает непримиримость. Казахские патриоты пытаются заставить всех выучить госязык, дебоширят, пинают женщин, а в результате генерируют только ненависть по отношению к себе. И, что особенно плохо, к языку. А ненависть и страх - непродуктивный путь для воспитывания уважения. Многие русскоязычные, в свою очередь, благодаря таким инцидентам только пестуют в себе латентное чувство снисходительности по отношению ко всему казахскому, и надо сказать, отдельные славные сыны казахского народа помогают этому процессу.
Хотя, по большому счету, насчет всего описанного можно не париться. Нужно только привыкнуть к тому, что социальные коммуникации в скором времени будут осуществляться исключительно с помощью пинков, ударов, укусов и шипения в угрожающих позах. У павианов, как сообщают ученые, нет проблем с пониманием друг друга.
В последнее время защитники казахского языка определенно на высоте - после известного инцидента с выпившим редактором журналов “Аңыз адам” и “Жұлдыз­дар отбасы” Жарылкапом КАЛЫБАЕМ на борту авиакомпании SCAT бывший чиновник Мейрамбек БИЛГАЛИ пнул стюардессу того же авиаперевозчика за незнание государственного языка. Предполагалось, видимо, что реноме казахского языка и особенно его носителей после этого неминуемо окрепнет.

Как известно, Жарылкап Калыбай тоже был возмущен тем, что его не обслуживают на родном языке - после некоторых возлияний, обостривших душевные раны, редактор начал активно учить стюардесс государственному языку, используя такие изысканные литературные идиомы, как иттiң балалары. К сожалению, с***ны дети в массе своей не оценили заботы редактора известных журналов и группой написали на него заявление. После чего Калыбай-мырза отсидел трое суток за пьяный дебош в самолете.
Мейрамбек Билгали пошел дальше, причем без дополнительных стимуляторов хронического патриотизма. После того как несколько стюардесс не смогли объясниться с ним на государственном языке, бывший замакима Макатского района Атырауской области ударил бортпроводницу ногой по ягодицам. Как объяснил прессе позже сам Мейрамбек, сделать это его заставила обида за положение казахского языка.
И не надо задаваться вопросом, почему в порыве негодования уязвленный Билгали не разбил голой рукой иллюминатор, не разломал кресло или не сделал тут же себе сеппуку, а выбрал тот путь возмещения морального вреда, который выбрал. Потому что вопросов после этого возникнет очень много. Где, например, был Билгали, когда Серик САПИЕВ, плохо говорящий на казахском, стал олимпийским чемпионом по боксу? Почему храб­рый, но обидчивый Мейрамбек не отвесил ему хорошего пендаля? А ведь министр финансов Болат ЖАМИШЕВ тоже давно напрашивается. И еще несколько членов правительства.
Но, как пишут на спинках кресел в авиалайнерах, safety first - безо­пасность превыше всего. Мейрамбеки бьют только тех, кто гарантированно не возблагодарит за один пинок двумя ответными. И это, кстати, не отличительная национальная черта, как сейчас пытаются представить некоторые оппоненты дебоширов. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН явно не про казахов XXI века писал свое: “У нас нет середины - либо в рыло, либо ручку пожалуйте!”.
Такой принцип поведения свойственен всем неофеодальным обществам, в которых культивируется примат силы. Любые формальные социальные институты в них работают только сверху вниз и не работают в обратном направлении. То есть аким области исключительно в правовом поле с гарантированным успехом может выжить с места, скажем, врача районной больницы. А если врачу удастся потом отсудить у акимата компенсацию, то это будет восприниматься обществом как уникальный случай непредвзятого процессуального решения (хотя потом выяснится, что у доктора родственники в суде или крыша в Минздраве).
Поэтому многие у нас стараются, например, купить машину побольше и подороже, пусть даже в кредит. Такой автомобиль на дороге выполняет не только транспортные, но и защитные функции, а его механизм в точности копирует поведение плащеносной ящерицы, которая в случае опасности расправляет огромный кожаный воротник, чтобы казаться больше и внушительнее. “Лучше вам, ребята, со мной не связываться!” - месседж у ящериц испокон веков и у казахстанцев в XXI веке один и тот же. А для его трансляции используются все возможные пути.
Такая ниспадающая вертикаль, подмявшая все общественные отношения, и есть истинный корень многих проблем, включая упомянутые “случаи Калыбая и Билгали”. Авиакомпания SCAT в данной ситуации выглядит пострадавшей и должной вызвать сочувствие. Но сочувствия она не вызывает, так как ее реакция тоже находится в русле негласной, но общепринятой модели поведения: кто сильнее и больше, тот и прав. Руководители иностранных компаний после подобного рода скандалов обязательно созывают пресс-конференции или распространяют официальные заявления, причем не по поводу собственно инцидента, а по сути претензий. SCAT ничего такого не сделал, предпочитая играть в молчанку, что обычно означает подковерное решение проблемы, то есть, вместо того чтобы публично признать недоработки и объявить, что госязыку впредь будет оказываться всемерная поддержка, компания уповает на собственные силовые возможности. Так и будет продолжаться, пока кто-нибудь, кто сильнее, не пнет уже всю авиакомпанию.
Самое пакостное в этом - как раз фокус на казахском языке, хотя природа конфликтов не имеет к нему никакого отношения. Она, во-первых, имеет отношение к надандық (или невежству по-русски, хотя этот перевод не совсем точен и эмоционально гораздо слабее оригинала) Калыбая и Билгали, которые используют родной язык для дешевых спекуляций в стиле “мне так обидно стало за язык, что я напился, подрался и упал в фонтан” (когда уже им станет так обидно, что они переведут УЭЛЬБЕКА, получат Нобелевскую премию или хотя бы пожертвуют состоянием в пользу детского дома?). Между тем казахский язык - не разменная монета и не фиговый лист, чтобы закрывать им собственные срамные места. Казахский язык не делает дураков умными, а подлецов - благородными.
Во-вторых, ситуация напрямую вытекает из отношения государства к государственному же языку - а оно не способно не то что следить за практикой употребления казахского языка в авиакомпаниях, но даже отслеживать правильность написания названий улиц на официальных дорожных указателях в том же Алматы.
Невежество вкупе с государственным пофигизмом рождает непримиримость. Казахские патриоты пытаются заставить всех выучить госязык, дебоширят, пинают женщин, а в результате генерируют только ненависть по отношению к себе. И, что особенно плохо, к языку. А ненависть и страх - непродуктивный путь для воспитывания уважения. Многие русскоязычные, в свою очередь, благодаря таким инцидентам только пестуют в себе латентное чувство снисходительности по отношению ко всему казахскому, и надо сказать, отдельные славные сыны казахского народа помогают этому процессу.
Хотя, по большому счету, насчет всего описанного можно не париться. Нужно только привыкнуть к тому, что социальные коммуникации в скором времени будут осуществляться исключительно с помощью пинков, ударов, укусов и шипения в угрожающих позах. У павианов, как сообщают ученые, нет проблем с пониманием друг друга.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

9 комментарий(ев)
alanalda1
alanalda1
Нет что бы правильно пиарить язык, что бы у всех желание возникало его учить, они просто гадят и отбивают всякое желание учить казахский язык из мести за девочку.
Почему в США когда говоришь "Я не говорю на английском" тебе улыбаются и пытаются объяснить на пальцах, но никто не додумается не только пнуть, но даже словом оскорбить. И как им не было бы обидно за английский язык, они попытаются всё же найти контакт для объяснений.
После всех этих пинков про нашу страну начинают говорить, что мы все дикари.
Как то за державу обидно...

Цитата: Civilian
а компания-авиаперевозчик действительно обслуживает некачественно и это касается не только знания казахского

Сто раз писано что СКАТ отстойная компания. Когда наши друзья (граждане США) летели к нам в Актау, им там, в штатах, конкретно запретили лететь СКАТом, аварийность высокая. Лично я ни когда не позволю себе купить билет на СКАТ, слишком рисковая компания и язык тут не при чём.
04.10.2013, 00:18
sashall
sashall
Особенно понравилось - “мне так обидно стало за язык, что я напился, подрался и упал в фонтан”!!! Под столом lol
03.10.2013, 23:54
gradusnik
gradusnik
хорошая статья.
русскоязычные, в свою очередь, благодаря таким инцидентам только пестуют в себе латентное чувство снисходительности по отношению ко всему казахскому


а это про нашу элиту сайта.
03.10.2013, 15:21
Tixii
Tixii
Да что за корректор в редакции? Я уже и личку писал, и сообщал об ошибках. Корреспондент должен быть грамотным! Нам простым читателям простительно делать такие ошибки, но ВАМ дорогие наши проводники культуры должно быть стыдно. Не писал:
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН явно не про казахов XXI века писал свое

Он просто не жил в нашем веке! Я понимаю, что это репринт, но сверьтесь с оригиналом, думаю, что там век 19, а не 21.
03.10.2013, 14:54
MIRAJH
MIRAJH
Вот уж правда, а про фамилию вы подумайте а то точно приедет всю Ладу разнесет))) crazy
03.10.2013, 14:26
t.novikova
t.novikova
А че такого обидного в русском,тем более,что он его знал?Грязный,противный,травматичный? А почему никто не говорит об оскорблении чувств пассажиров того полета? В полете нужно быть в благоразумном настроении! Это негласное правило. Ведь все находятся в весьма экстремальном состоянии.Могла завязаться драка,возникнуть паника,а дальше -неизвестно что.Он нарушил или покушался на безопасность полета. Разве не так ?
03.10.2013, 14:09
Ermyndo
Ermyndo
Статья хорошая! Как серпом по яйкам. ))
03.10.2013, 12:28
Местный
Местный
Даа... хорошо опустили ущербных чинуш! lol
03.10.2013, 11:55
Нежная
Нежная
Отличная статья! bravo
03.10.2013, 11:42
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.