У казахов еще во время ханов сексуальное насилие считалось тяжким злодеянием. Как вершилось правосудие и что делали с насильниками 300 лет назад в степи?
Изнасилование хотят перенести в категорию тяжких преступлений в Казахстане. Преступников намерены сажать в тюрьму на срок до восьми лет (сейчас по части 1 статьи 120 Уголовного кодекса наказание – от трех до пяти лет). За сексуальное насилие в казахской степи приговаривали к смертной казни. Такое наказание было прописано в своде законов Тауке хана "Жеті жарғы" (Семь установлений) в XVII-XVIII веках. Но некоторые могли избежать кары, рассказала Sputnik Казахстан кандидат исторических наук Индира Акылбаева. За сексуальное насилие назначали смертную казнь или штраф
В Казахском ханстве запрещались воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние и кровосмешение. Преступников, по закону Тауке хана, могли казнить или потребовать с них кун – штраф.
В те времена посредниками, которые занимались примирением сторон, были бии. Сегодня их назвали бы медиаторами.
"Изнасилование приравнивалось убийству, но виновный с согласия родителей мог жениться на изнасилованной с уплатой условленного калыма (плата, выкуп - Sputnik) за бесчестие", - поделилась со Sputnik Казахстан профессор Казахского гуманитарно-юридического университета Индира Акылбаева.
Жизнь мужчины ценилась выше, чем женщины
Женщин за убийство наказывали строже, чем мужчин.
Если жена убивала мужа, то ее приговаривали к смертной казни (при условии, что преступницу не простили родственники погибшего). Смертью также карались убийство "незаконно прижитого" младенца и прелюбодеяние, если муж стал свидетелем акта. Наказания при обвинении в измене можно было избежать, если четыре свидетеля утверждали о невиновности женщины.
В этих трех случаях наказание не разрешали заменять на штраф.
"Из правил исключались беременные жены, которые за убийство не наказывались, но навсегда предавались презрению и бесчестию. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун", - привела Акылбаева цитату из труда Сергея Кляшторного и Турсуна Султанова "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".
Жизнь мужчины ценилась выше. Преступник мог отделать штрафом: 1 000 баранов за смерть мужчины и 500 – за убийство женщины.
Наказание за неуважение к родителям
Особое внимание в "Жеті жарғы" уделялось почитанию старших. Детей, которые причиняли физический или моральный вред родителям, строго наказывали.
"Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать, сажали на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком. И водили вокруг аулов, били сидящего на ней плетью, а дочь связывали и предавали матери для наказания по ее произволу", - говорится в книге "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".
Некоторые законы с позиций современного взгляда выходят за рамки гуманизации системы права, высказалась Индира Акылбаева.
"Но для времени почитания обычаев, традиций, кочевого образа жизни в степи "Жеті Жарғы" регулировал все стороны человеческих прав и отношений", - отметила она.
Обидевший женщину был обязан попросить прощения. Если пострадавшая не прощала насильника, он платил "бесчестие" - штраф за оскорбление чести. Равнялся он 200 лошадям.
В степи также действовал закон возмездия, кровной мести за кровь и увечье, уточнила Акылбаева.
Как появился свод законов Тауке хана
Нормы обычного права в казахской степи передавались из поколения в поколение. Они позже перешли в своды законов "Қасымханның қасқа жолы" (Светлый путь Касым хана, XVI век), "Есімханның ескі жолы" (Древний путь Есим хана, XVII), "Жеті Жарғы" (Семь установлений, XVIII век).
"Новые правила и инициативы Тауке хана заключались в собирании норм обычного права казахов на рубеже XVII – XVIII веков и внедрения ценностей порядка, единства и справедливости в государстве. По существу, при его правлении воплощены результаты "бийской революции", где Толе би, Казыбек би, Айтеке би соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима", - указала Акылбаева.
Сегодня законы Тауке хана как памятник норм обычного права казахов не в полной мере изучены, считает она.
"Личные права являются правами каждого, где высшими ценностями признаются право на жизнь, неприкосновенность личности и достоинство личности. В "Жеті Жарғы" наблюдается стремление включения личности в общественную структуру Казахского ханства", - сказала историк.
Проблемы с реализацией прав человека в истории Казахского ханства были связаны с традиционностью и консервативностью общества, ролью норм обычного права, социального и гендерного статуса, авторитета степного лидерства, заметила она.
Благодаря наследию степного права, Казахстан смог сохранить национальную самобытность, где высшие ценности – человек, жизнь, права и свободы, заключила историк.
Изнасилование хотят перенести в категорию тяжких преступлений в Казахстане. Преступников намерены сажать в тюрьму на срок до восьми лет (сейчас по части 1 статьи 120 Уголовного кодекса наказание – от трех до пяти лет). За сексуальное насилие в казахской степи приговаривали к смертной казни. Такое наказание было прописано в своде законов Тауке хана "Жеті жарғы" (Семь установлений) в XVII-XVIII веках. Но некоторые могли избежать кары, рассказала Sputnik Казахстан кандидат исторических наук Индира Акылбаева. За сексуальное насилие назначали смертную казнь или штраф
В Казахском ханстве запрещались воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние и кровосмешение. Преступников, по закону Тауке хана, могли казнить или потребовать с них кун – штраф.
В те времена посредниками, которые занимались примирением сторон, были бии. Сегодня их назвали бы медиаторами.
"Изнасилование приравнивалось убийству, но виновный с согласия родителей мог жениться на изнасилованной с уплатой условленного калыма (плата, выкуп - Sputnik) за бесчестие", - поделилась со Sputnik Казахстан профессор Казахского гуманитарно-юридического университета Индира Акылбаева.
Жизнь мужчины ценилась выше, чем женщины
Женщин за убийство наказывали строже, чем мужчин.
Если жена убивала мужа, то ее приговаривали к смертной казни (при условии, что преступницу не простили родственники погибшего). Смертью также карались убийство "незаконно прижитого" младенца и прелюбодеяние, если муж стал свидетелем акта. Наказания при обвинении в измене можно было избежать, если четыре свидетеля утверждали о невиновности женщины.
В этих трех случаях наказание не разрешали заменять на штраф.
"Из правил исключались беременные жены, которые за убийство не наказывались, но навсегда предавались презрению и бесчестию. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун", - привела Акылбаева цитату из труда Сергея Кляшторного и Турсуна Султанова "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".
Жизнь мужчины ценилась выше. Преступник мог отделать штрафом: 1 000 баранов за смерть мужчины и 500 – за убийство женщины.
Наказание за неуважение к родителям
Особое внимание в "Жеті жарғы" уделялось почитанию старших. Детей, которые причиняли физический или моральный вред родителям, строго наказывали.
"Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать, сажали на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком. И водили вокруг аулов, били сидящего на ней плетью, а дочь связывали и предавали матери для наказания по ее произволу", - говорится в книге "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".
Некоторые законы с позиций современного взгляда выходят за рамки гуманизации системы права, высказалась Индира Акылбаева.
"Но для времени почитания обычаев, традиций, кочевого образа жизни в степи "Жеті Жарғы" регулировал все стороны человеческих прав и отношений", - отметила она.
Обидевший женщину был обязан попросить прощения. Если пострадавшая не прощала насильника, он платил "бесчестие" - штраф за оскорбление чести. Равнялся он 200 лошадям.
В степи также действовал закон возмездия, кровной мести за кровь и увечье, уточнила Акылбаева.
Как появился свод законов Тауке хана
Нормы обычного права в казахской степи передавались из поколения в поколение. Они позже перешли в своды законов "Қасымханның қасқа жолы" (Светлый путь Касым хана, XVI век), "Есімханның ескі жолы" (Древний путь Есим хана, XVII), "Жеті Жарғы" (Семь установлений, XVIII век).
"Новые правила и инициативы Тауке хана заключались в собирании норм обычного права казахов на рубеже XVII – XVIII веков и внедрения ценностей порядка, единства и справедливости в государстве. По существу, при его правлении воплощены результаты "бийской революции", где Толе би, Казыбек би, Айтеке би соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима", - указала Акылбаева.
Сегодня законы Тауке хана как памятник норм обычного права казахов не в полной мере изучены, считает она.
"Личные права являются правами каждого, где высшими ценностями признаются право на жизнь, неприкосновенность личности и достоинство личности. В "Жеті Жарғы" наблюдается стремление включения личности в общественную структуру Казахского ханства", - сказала историк.
Проблемы с реализацией прав человека в истории Казахского ханства были связаны с традиционностью и консервативностью общества, ролью норм обычного права, социального и гендерного статуса, авторитета степного лидерства, заметила она.
Благодаря наследию степного права, Казахстан смог сохранить национальную самобытность, где высшие ценности – человек, жизнь, права и свободы, заключила историк
0
0
0
Подпишись на наш канал в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
В степи также действовал закон возмездия, кровной мести за кровь и увечье, уточнила Акылбаева... Просто необходимо вот этот закон вернуть к жизни! Это справедливый закон!!!
24.09.2019, 14:20
ОбывателЪ
Цитата: Pinochet
эти бии, которые занимались разводками, последние люди. вместо того, чтобы защищать бедных от произвола богачей, они занимали проститутские позиции.
Все немножко не так. Мы казахи жили родами, и за преступление одного из клана могли пострадать другие. Задача биев была примирить людей, чтоб не началась межродовая война.
24.09.2019, 13:40
Юрий Спассков
Цитата: Pinochet
вместо того, чтобы защищать бедных от произвола богачей, они занимали проститутские позиции.
не особо то изменилось все с 18 века
24.09.2019, 12:46
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо,
авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике
Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых
пользователями сайта.
kolu411 →Может управлять этими финансами нужно нормально а не давать друзьям-знакомым под 2%? Почему мы в банке берем кредит под 18% а наши пенсионные накопления раздаются под мизерные проценты по миру?
Argallo →Не 26 и 36% соттветственно, а 10 и 20%. Бизнес так любит плакать о налогах, но НДС оплачивает конечный покупатель в виде нищего народа. Бизнес не свои деньги отдает.
Комментарии
3 комментарий(ев)Просто необходимо вот этот закон вернуть к жизни! Это справедливый закон!!!
Все немножко не так. Мы казахи жили родами, и за преступление одного из клана могли пострадать другие. Задача биев была примирить людей, чтоб не началась межродовая война.
не особо то изменилось все с 18 века