Гариполла Неталиев: Проверки на АЗС Мангистауской области противоречат Конституции РК
- Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана. В случае противоречия между нормами, установленными законом и нормами Конституции – действуют нормы Конституции. Каждый государственный служащий должен знать и соблюдать Конституцию своей страны. И, в частности, знать и соблюдать нормы статьи 26 Конституции РК, в пункте 4 которой черным по белому написано, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, на свободное использование своего имущества в любой законной предпринимательской деятельности. А монополистическая деятельность ограничивается и регулируется законом. Поэтому, не установив в предусмотренном законом порядке того факта, что перечисленные в выступлении начальника ДАРЕМ по Мангистауской области АЗС занимаются монополистической деятельностью, никто не имеет права каким-либо способом ограничивать и регулировать их деятельность. В противном случае будет иметь место нарушение закрепленных Конституцией РК прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности, - говорит Гариполла Неталиев.
Повышение цен на бензин Аи-92/93, которое, по словам начальника ДАРЕМ РК Темирбека Маханбетова, было зафиксировано на ряде автозаправок региона, Гариполла Неталиев считает обоснованным. Все перечисленные АЗС, по мнению координатора Ассоциации АЗМ Мангистауской области, реализуют бензин Аи-92 российского производства. И это является их единственным конкурентным преимуществом на рынке розничных продаж нефтепродуктов перед такими структурами, как «КазМунайГаз», «Sinooil», «Гелиос».
- Другой альтернативы для них на рынке нет. Против таких мощных конкурентов, которым принадлежат и нефть, и нефтеперерабатывающие заводы, и основные оптовые ресурсы топлива, им не выстоять. И в этой связи нельзя обойти вниманием тот факт, что в середине прошлого года министерство нефти и газа РК издало Приказ об ограничении поставок нефтепродуктов из России. Причем ограничение распространилось только на железнодорожные поставки. Это важный момент, так как поставки нефтепродуктов в Мангистаускую область осуществляются только железнодорожным транспортом. Если другие регионы Казахстана, которые граничат с Россией, могли делать поставки топлива из России с помощью автотранспорта, то для наших АЗС наступили очень трудные времена. Чтобы как-то выжить и не прекратить свою работу, им приходилось брать в аренду резервуары в Актюбинской области, завозить автобензовозами топливо из Оренбурской области (НПЗ в Орске) в эти резервуары, затем уже перегружать топливо в вагоны/цистерны и делать поставки к себе в Мангистаускую область. Раньше стоимость доставки топлива с этого НПЗ в Мангистау по железной дороге составляла 9702 тенге за тонну, а в результате запрета нашим АЗС пришлось нести дополнительные расходы с учетом двойной перегрузки топлива и аренды резервуаров в Актюбинске. Чтобы как –то оправдать такие расходы АЗС пришлось поднять цены на бензин Аи-92. Никто не имеет права заставить субъект предпринимательства работать в убыток. Основой предпринимательской деятельности является получение дохода(статья 10 Гражданского Законодательства РК), - отметил Гариполла Неталиев.
Также координатор Ассоциации АЗС Мангистауской области сообщил, что по обращению Ассоциации в Антимонопольное Агентство Республики Казахстан (АЗК РК) и к акиму Мангистауской области, Агентством была проведена проверка законности Приказа министерства нефти и газа РК об ограничении поставок нефтепродуктов. В результате проверки АЗК РК выявило нарушение антимонопольного законодательства РК со стороны министерства и в его адрес было вынесено предписание об устранении этого нарушения.
- В конце 2013 года Приказ об ограничении поставок нефтепродуктов из Российской Федерации был отменен. Но стоит учитывать и тот факт, что Казахстан занимает девятое место в мире по территории, протяженность железных дорог составляет более 15 тысяч километров. Поэтому стоимость перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет до 15 процентов себестоимости топлива. При таких обстоятельствах цены на АЗС в Казахстане не могут быть одинаковыми на всей территории страны. Это противоречит здравому смыслу и лишено всякой экономической основы, - отметил Гариполла Неталиев.
Фото автора