В Актау обсудили пятистороннее сотрудничество портов прикаспийских государств

Четвертое совместное пятистороннее заседание администраций портов Прикаспийских государств состоялось 14 ноября. В нем приняли участие делегации из России, Ирана, Туркменистана, Азербайджана и Казахстана. Четвертое совместное пятистороннее заседание администраций портов Прикаспийских государств состоялось 14 ноября. В нем приняли участие делегации из России, Ирана, Туркменистана, Азербайджана и Казахстана.

Заседание открыл – начальник Управления водного транспорта Касым Тлепов.

- Символично, что данная встреча проходит на территории Казахстана, где проходил Великий шелковый путь, объединяющий страны Востока и Запада. Это исторический маршрут, являющийся мостом между цивилизациями, который сегодня продолжает развиваться, объединяя страны и народы. Ежегодно проводимое совместное заседание администрации портов Прикаспийских стран является основой для долговременного и прочного сотрудничества в сфере развития экономических взаимоотношений между странами, а также укрепления партнерских связей. В настоящее время транспортными ведомствами стран-участниц уделяется большое внимание вопросам развития морской транспортной инфраструктуры, грузоперевозкам морского транспорта, безопасности мореплавания в Каспийском регионе. При этом закладывается прочный потенциал для раскрытия транзитно-транспортных возможностей Прикаспийских государств, - отметил он.

О развитии инфраструктуры морского порта Актау рассказал заместитель директора по корпоративному развитию РГП «Актауский международный морской торговый порт» Даурен Кутпанбаев.

- Сегодня мы хотели бы сделать основной упор на насущные проблемы всех портов - это вопросы связанные с организацией грузоперевозок и развитием базовой инфраструктуры. В первую очередь наша встреча нацелена не подписание каких-то документов, а – на налаживание диалогов, обмен мнениями, информацией и опытом. С отдельными портами, нашими партнерами и друзьями, к сожалению устойчивого грузопотока сегодня нет, ввиду сложившихся географических особенностей, но ряд направлений представляет, в частности для Казахстана, особый интерес. И мы надеемся сегодня поговорить о проблемах и перспективах нашего сотрудничества. Как вы знаете, порт Актау – единственный порт в Казахстане. Его мощности по сухим грузам полностью загружены. Последние годы среднегодовой прирост по объемам грузоперевозок через Актау составлял порядка 10-15% ежегодно. По отдельным видам грузоперевозок отмечен беспрецедентный рекордный рост показателей. В частности это объемы перевозок стали, зерна, объемы перевозок паромных грузов. Текущая производственная мощность порта Актау составляет 16 миллионов тонн. И в ближайшей перспективе порт Актау планирует увеличить ее до 21 миллиона тонн, - отметил Даурен Кутпанбаев.

В ходе заседания обсуждались вопросы обеспечения безопасности мореплавания на на акваториях морских портов и подходах к ним. Большое внимание было уделено задачам по обеспечению комплексной безопасности и устойчивости функционирования морских портов, включая повышение безопасности мореплавания, а также снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Также темой для дискуссии стали меры по увеличению грузооборота и привлечению транзитных грузов, в том числе за счет развития линейного судоходства, и планы государств по строительству и модернизации портовой инфраструктуры.

Наряду с этим участники заседания обсудили комплекс сервисных услуг в портах Каспийского моря (бункеровка, снабжение, мелкий ремонт, сроки и стоимость), а также необходимость согласования технологических процессов обслуживания судов в портах корреспондентах.
Особенное внимание было уделено вопросам связанных с осуществлением разработки не коммерческой информационной системы «Caspian logic». Вэб ресурс будет обеспечивать прямой доступ и обмен информацией между грузоотправителями и судоходными, портовыми и иными транспортными организациями, участвующими в оказании услуг в процессе грузоперевозок в бассейне Каспийского моря. Наряду с этим участниками заседания был подписан многосторонний Меморандум.

По итогам заседания принято решение о разработке и реализации мер по решению задач рассмотренных в ходе заседания. Достигнутые многосторонние договоренности скреплены подписанием протокола.

Следующее Пятистороннее заседание администраций портов Прикаспийских государств планируется провести в Баку в 2013 году.

- Мы приехали, чтобы наладить вопросы сотрудничества, как с морским портом Актау, так и с портами других стран-участников. Каспийское море имеет очень большие возможности, которые мы очень мало используем. И сегодня мы постараемся решить эту проблему. Сегодня наше сотрудничество с Казахстаном составляет порядка 60%, а мы планируем довести его до 100%. Сейчас в основном мы возим через порт Актау зерно, потому что в Казахстане очень большие возможности в отношении зерна. Планируем также импорт продуктов питания, - отметил заместитель министра и генеральный директор Организации портов и мореходства (PMO), член правления и вице-президент порта по внешним связям, генеральный консул Исламской Республики Иран в г.Актау Садагафир Мусен.

После совещания, участники встречи посетили Актауский международный морской торговый порт. За 10 месяцев 2012 года в порту переработано 9,3 млн. т грузов (из них – 6,0 млн. т нефти и нефтепродуктов).

Фото автора