Дефицит сжиженного газа в Мангистауской области возник по вине спекулянтов, заявляют чиновники

На протяжении двух дней в Актау большая часть общественного транспорта не выходит на маршруты. Как объясняют сами перевозчики, на автозаправках города – дефицит сжиженного газа. Заправиться сейчас за наличный расчет можно только на частных АЗС, где литр голубого топлива достигает 85 тенге. На станциях «Казмунайгаз»из-за нехватки сжиженного газа его отпускают только по талонам. На протяжении двух дней в Актау большая часть общественного транспорта не выходит на маршруты. Как объясняют сами перевозчики, на автозаправках города – дефицит сжиженного газа. Заправиться сейчас за наличный расчет можно только на частных АЗС, где литр голубого топлива достигает 85 тенге. На станциях «Казмунайгаз»из-за нехватки сжиженного газа его отпускают только по талонам.

В результате газового дефицита многие жители Актау и прилегающих к нему поселков вот уже третий день не могут вовремя добраться на работу и учебу. Сегодня на базах и в гаражах простаивает свыше ста автобусов различных городских маршрутов.

Между тем в акимате Мангистауской области этой ситуацией ничуть не удивлены. Начальник областного управления промышленности и предпринимательства Лиза Ульжабаева отмечает, что ажиотаж повторяется на протяжении последних двух лет.

– Все дело в распределении газа между заправками, – говорит она, – Поставкой сжиженного газа в нашу область занимается ТОО «КазГПЗ», которое вырабатывает в месяц от 8 до 9 тысяч тонн сжиженного газа, из которых нашему региону отходит на данный момент 6 тысяч тонн. Распределяет их не само КазГПЗ, а АО «КазМунайГаз ?німдері» находящееся в г. Астане. Большая часть голубого топлива АО «КазМунайГаз ?німдері» покупает с КазГПЗ по оптовой цене, а затем реализует уже по другой цене мелкооптовым реализаторам, которые диктуют свои цены. На каждую лицензию выдается по 20 тонн газа. К примеру, владелец заправки, имеющий на руках десять лицензий, получает соответственно 200 тонн газа, а обладатель одного документа только 20 тонн. В результате тот, у кого меньше бумажек, распродает свой газ буквально за несколько дней, а потом покупает его по завышенной цене у конкурента, имеющего больше лицензий, либо совсем закрывает АГЗС. Зная это, мелкооптовые реализаторы – владельцы наибольшего количества лицензий тоже под конец месяца начинают поднимать цены.

По мнению Лизы Ульжабаевой, даже если будет увеличен лимит газа, дефицит топлива не исчезнет. Причина, на ее взгляд, – не совсем проработанная выдача лицензий областным департаментом Агентства по регулированию естественных монополий.

В свою очередь заместитель начальника вышеназванного департамента Темирбек Махамбетов отмечает, если в ведомстве и выдается десять лицензий, то в то же время за различные нарушения приостанавливается действие более 20 лицензий на срок от одного до шести месяцев.
Фото Ольги Ярославской