Министр Саринжипов не считает домашние задания школьников незаконным занятием

Министр образования и науки Аслан Саринжипов не согласен с доводами адвоката Жангельды Сулейманова, который недавно опубликовал в своем аккаунте в Facebook анализ стандартов системы школьного образования в Казахстане. Министр образования и науки Аслан Саринжипов не согласен с доводами адвоката Жангельды Сулейманова, который недавно опубликовал в своем аккаунте в Facebook анализ стандартов системы школьного образования в Казахстане.

По мнению юриста, домашние задания, которые ежедневно выполняют миллионы казахстанских школьников, не совсем законны. Сулейманов приводит выдержки из текста государственного общеобязательного стандарта среднего образования. Он подчеркивает, что максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) не должны превышать от 24 до 39 часов в неделю в зависимости от класса обучения. На деле же, нагрузка на ученика увеличена в разы, в том числе и за счет домашнего задания.

«Есть государственный стандарт, есть типовой учебный план, которому все учителя должны следовать. Домашнее задание должно соответствовать государственному стандарту и типовым учебным планам», - коротко ответил на вопрос "Радиоточки" Аслан Саринжипов.

Между тем, мажилисмен Турсунбек Омурзаков в доводах юриста увидел «рациональное зерно».

«Я считаю, что загрузка должна быть в пределах норм развития ребенка. В пределах того, чтобы его маленький организм не перегружать. Почему одни школы дают очень много, другие школы дают очень мало и соответственно и получается, что для одних детей – это положительно, для других – отрицательно. Дети начинают страдать разными заболеваниями, такими как сколиоз, потеря зрения. К примеру, в Назарбаевской школе дети выполняют домашнее задание под присмотром учителей, которые могут регулировать их нагрузку», - прокомментировал он.

Депутат Омурзаков рассказал, что в школьные годы выполнять домашние задания ему помогали старшие братья.

«У одних - склонность быть математиком, у других – быть гуманитарием. Мы должны обратить самое серьезное внимание на объем домашнего задания и самоподготовку. Это должно быть по одному примеру на закрепление пройденного материала в классе. Но основное должно быть усвоено в учебное время», - настаивает мажилисмен.

«За» домашнее задание с индивидуальным подходом к каждому школьнику ратует депутат Жуматай Алиев.

«Вообще, педагог должен смотреть, сможет ли тот или иной ребенок самостоятельно справиться с таким объемом домашнего задания. А тем более нельзя оценивать работу, сделанную вне класса, не усвоил – значит плохо объяснили», - уверен он.

Мажилисмен Нурлан Жазылбеков считает, что домашнее задание отменять нельзя, но при этом необходим научный подход при определении учебной нагрузки на «школяров».

«Методику определения объемов учебной нагрузки должны разрабатывать совместно с Минздравом. Например, какую нагрузку нес ребенок 20 лет назад, сегодня - совсем другое. Ребенка перегружать нельзя. У него должно быть время для отдыха, прогулок и занятия спортом. Они больше должны выполнять заданий в школе, нежели дома. Если ребенок недопонял на уроке, то дома он самостоятельно уже этого сделать не сможет. Подход должен быть индивидуальным, кто-то и пять задачек за 30 минут решит, а кто-то - две за два часа», - уверен он.

С профессиональной точки зрения предложения адвоката прокомментировала Гульмира Исимбаева. Учитель с многолетним стажем объяснила разницу между типовым учебным планом и недельной нагрузкой.

«Типовой учебный план и недельная нагрузка, но недельная нагрузка в типовом учебном плане регламентируется только урочной системой, то есть то, что на уроке должно быть. Внеурочная его деятельность, она этим нормативным документом не регламентируется, поскольку это вопрос чисто индивидуальный. Один ребенок может подготовить это задание за 15 минут, другому нужно значительно больше времени, поэтому на тот расчет, сколько он должен готовиться дома, нормативных документов нет. Я думаю, что их и быть не может. Другое дело, то, что нагрузка на детей - очень большая, что домашних заданий много, и детям нашим приходится сидеть за столом дома или за партой в школе. В школе они прозанимались 4-5 часов, и дома им приходится заниматься. Это - уже другой вопрос, которой требует детального изучения не только со стороны системы образования, но и со стороны системы здравоохранения»,- считает депутат.

По мнению мажилисвумен, большую часть материала дети должны усваивать на уроках.

«Я не знаю как сейчас, но в прежнее время было негласное правило, что основную часть работы дети должны делать на уроке. И большую часть материала они должны усваивать на уроке, а домашнее задание дается только для закрепления этого материала. А если он в школе только 2 задачи решил, а дома ему предстоит 10 задач, я думаю, что здесь идет подмена одного другим», - резюмировала Гульмира Исимбаева.

Тем временем, известный казахстанский адвокат Жангельды Сулейманов предлагает проверить все казахстанские школы на предмет соблюдения максимальной учебной нагрузки, а в случае нарушений - обязать руководство школ привести учебные планы в соответствие с законом: либо запретить домашние задания, либо уменьшить количество уроков в школе. По мнению юриста, соблюдение норм максимальных учебных часов позволит безболезненно перейти к пятидневной учебной неделе. Примут ли к сведению юридический анализ и предложения Сулейманова в МОН РК, покажет время.