Казахстан очистит Каспий от затонувших кораблей

На подъём первых 15-ти затонувших и брошенных судов необходимо более 4,5 млрд тенге.

Об этом шла речь на общественных слушаниях, состоявшихся в Атырау.

По предварительным данным, в казахстанской акватории Каспия и его прибрежной полосе зарегистрировано более 80 затонувших и брошенных кораблей, судов и иных металлических конструкций общим весом более 54 тыс. тонн. Предположительно, 60% таких судов имеют на борту нефтепродукты, отходы производства и бытовой мусор. Весь этот хлам создаёт угрозу не только судоходству, но и гидрологическому, а также гидрохимическому состоянию вод.

На слушаниях, посвящённых этой проблеме, говорилось пока только о 15-ти затонувших судах. Именно столько обнаружили специалисты ТОО «ИртышПодводСервис», проводившие исследования акватории Урало-Каспийского бассейна по 20-ти координатам, предоставленным Министерством обороны РК.

Стоит пояснить, что план мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна утверждён постановлением правительства ещё в 2013 году. Заказчиком данного проекта является Комитет министерства по инвестициям и развитию РК, на реализацию которого из республиканского бюджета было выделено 126 млн тенге.

По словам эксперта Комитета Светланы Абеновой, сметная стоимость подъёма 15 затонувших судов составляет 4,5 млрд тенге, и бюджетная заявка на эту сумму уже направлена в Министерство национальной экономики, но ещё не утверждена. Однако на подъём первого проблемного объекта - затонувшего в 2000 году предустьевом пространстве азербайджанского промыслово-транспортного судна (ПТС) - в бюджете уже заложено 403 млн тенге. Специалисты предлагают подводную резку конструкций с их последующим подъёмом при помощи плавучих кранов и кранов-лебёдок. Остаётся лишь провести тендер и наметить план работ, причём с учётом нерестового периода, когда, согласно Экологическому кодексу, с 1 апреля до 15 июля какие-либо работы под водой проводить нельзя.

На слушаниях особое внимание уделили самоподъёмной буровой установке «60 лет Азербайджану», затонувшей 30 лет назад в результате крупной аварии в районе мыса Ракушечный – это ближе к Мангистауской области. Дело в том, что по сведениям проектировщиков, платформа до сих пор источает сероводород! Причина – неизвестна. Поэтому предварительно предлагается не тревожить опасную конструкцию, а просто забетонировать её и оставить на дне моря.

Жаркие споры разгорелись вокруг вопроса утилизации колоссального объёма металлолома. Действительно, куда девать тонны металлоконструкций? Оказывается, в 2013 году при утверждении плана мероприятий представители акиматов Атырауской и Мангистауской областей заявили, что эту головную боль героически берёт на себя местный бюджет. Но на дворе год 2015-й, в котором, к примеру, в Атырау сократили расходы даже на капремонт детсадов. А тут ещё какой-то металлолом… В итоге решили сформировать бюджетную заявку и направить её на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.

На подъём первых 15-ти затонувших и брошенных судов необходимо более 4,5 млрд тенге.

Об этом шла речь на общественных слушаниях, состоявшихся в Атырау.

По предварительным данным, в казахстанской акватории Каспия и его прибрежной полосе зарегистрировано более 80 затонувших и брошенных кораблей, судов и иных металлических конструкций общим весом более 54 тыс. тонн. Предположительно, 60% таких судов имеют на борту нефтепродукты, отходы производства и бытовой мусор. Весь этот хлам создаёт угрозу не только судоходству, но и гидрологическому, а также гидрохимическому состоянию вод.

На слушаниях, посвящённых этой проблеме, говорилось пока только о 15-ти затонувших судах. Именно столько обнаружили специалисты ТОО «ИртышПодводСервис», проводившие исследования акватории Урало-Каспийского бассейна по 20-ти координатам, предоставленным Министерством обороны РК.

Стоит пояснить, что план мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна утверждён постановлением правительства ещё в 2013 году. Заказчиком данного проекта является Комитет министерства по инвестициям и развитию РК, на реализацию которого из республиканского бюджета было выделено 126 млн тенге.

По словам эксперта Комитета Светланы Абеновой, сметная стоимость подъёма 15 затонувших судов составляет 4,5 млрд тенге, и бюджетная заявка на эту сумму уже направлена в Министерство национальной экономики, но ещё не утверждена. Однако на подъём первого проблемного объекта - затонувшего в 2000 году предустьевом пространстве азербайджанского промыслово-транспортного судна (ПТС) - в бюджете уже заложено 403 млн тенге. Специалисты предлагают подводную резку конструкций с их последующим подъёмом при помощи плавучих кранов и кранов-лебёдок. Остаётся лишь провести тендер и наметить план работ, причём с учётом нерестового периода, когда, согласно Экологическому кодексу, с 1 апреля до 15 июля какие-либо работы под водой проводить нельзя.

На слушаниях особое внимание уделили самоподъёмной буровой установке «60 лет Азербайджану», затонувшей 30 лет назад в результате крупной аварии в районе мыса Ракушечный – это ближе к Мангистауской области. Дело в том, что по сведениям проектировщиков, платформа до сих пор источает сероводород! Причина – неизвестна. Поэтому предварительно предлагается не тревожить опасную конструкцию, а просто забетонировать её и оставить на дне моря.

Жаркие споры разгорелись вокруг вопроса утилизации колоссального объёма металлолома. Действительно, куда девать тонны металлоконструкций? Оказывается, в 2013 году при утверждении плана мероприятий представители акиматов Атырауской и Мангистауской областей заявили, что эту головную боль героически берёт на себя местный бюджет. Но на дворе год 2015-й, в котором, к примеру, в Атырау сократили расходы даже на капремонт детсадов. А тут ещё какой-то металлолом… В итоге решили сформировать бюджетную заявку и направить её на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
В целом, если работы по подъёму затонувших 15-ти судов начнутся в этом году, то завершить их по графику планируется в 2018 году.