Казахстанцев просят не называть детей Таёта, Елка и Оргазым

Казахстанцы любят давать детям необычные имена. Но часто выросшие дети меняют их на совсем обычные. Ученые советуют молодым родителям быть осторожнее при выборе имени, ведь оно является культурным знаком нации и частицей истории семьи, пишет «Время». Казахстанцы любят давать детям необычные имена. Но часто выросшие дети меняют их на совсем обычные. Ученые советуют молодым родителям быть осторожнее при выборе имени, ведь оно является культурным знаком нации и частицей истории семьи, пишет «Время».

Особенно любят давать оригинальные имена жители Актюбинской области. Здесь проживают Приходиден, Ёлка и Оргазым, Два, Студент и Таёта. Чрезмерное увлечение экзотикой заставило обеспокоиться даже ученых, ведь в имени и фамилии человека заключены обычаи его народа и история его семьи.

По мнению доктора философских наук, профессора Алтая Тайжанова, в том числе благодаря особенной традиции выбора имени для ребенка, которое обсуждалось едва ли не со всеми представителями рода, казахи и смогли сохраниться как этнос.

Из-за частых смен письменности казахи потеряли свою фамильную идентичность, считает ученый. Если по фамилиям, к примеру, Цискаридзе, Бондаренко, Арутюнян, сразу можно определить национальную принадлежность ее носителя, то с казахскими именами, принявшими после введения кириллицы суффиксы «-ов», «-ин» и прочие, все не так просто.

Даже после появления возможности избавления от аффиксов ситуация не сильно изменилась.

«До сих пор нет четких правил и стандартов, что должно стоять первым — имя или фамилия, трудно порой различить, как зовут определенного человека», — подчеркнул профессор.

С именами тоже немало проблем, отмечает Тайжанов. У казахов существовала определенная традиция выбора имени – по времени года, телосложению, здоровью и так далее. Свой вклад вносили и суеверия – в семьях, где дети часто умирали, новорожденных называли Жүрсін, Тұрған, Көтібар («Пусть будет», «Устоявший», «Имеющий мужской потенциал»), а если рождались только девочки, в ожидании мальчика родители давали малышке, например, имя Улболсын — «Пусть будет мальчик».

«Тем самым мы отличались самобытностью в этом плане, ведь ни у одной другой нации нет такой традиции, то сегодня с сожалением приходится констатировать: похоже, родители совершенно не задумываются над вопросом выбора имен, обрекая тем самым своих детей в лучшем случае на насмешки со стороны сверстников», — сказал академик.

«Подрастет завтра Таёта, родится у него сын Аскар, и будут его все звать Аскар Таёта, думая, что отец его откуда угодно, но только не казах!» — говорит Тайжанов.

Он отметил, что свои оригинальные имена по достижению совершеннолетия дети часто меняют на обычные. Тот же Елка стал Ержаном.