Мы все глядим в Наполеоны

Нашла в газете "Оракул" интересную статью. Предлагаю вам ее обсудить! В интернете ее нету, к сожалению, поэтому набрала и выставляю здесь Нашла в газете "Оракул" интересную статью. Предлагаю вам ее обсудить! В интернете ее нету, к сожалению, поэтому набрала и выставляю здесь

Мы все глядим в Наполеоны. Ну или почти все. И в этом нет ничего предосудительного. Что плохого в амбициях, честолюбии, стремлении, чтобы тебя уважали за ум, талант, успехи, да и просто за красивые глаза? Но, к сожалению, порой наши желания не совпадают с возможностями – далеко не каждый готов с этим мириться.

Детские забавы
Первые попытки самоутвердиться возникают еще в детстве, но пика достигают в раннем подростковом возрасте. Быть лидером в классе или в дворовой компании, принадлежать к «элите» мечтают 80% школьников. А критерии естественного отбора в эти годы сами знаете какие: внешность, обладание модными вещами, физические данные (у мальчиков – мышцы, у девочек – миловидность). Конечно, есть классы, где даже в юном возрасте особенно ценятся ум и способности, однако мы говорим о большинстве.
Количество мест на школьном олимпе ограничено, жаждущих попасть в ряды избранных предостаточно. Что же происходит с теми, кто не вошел в стан «небожителей»? Возможны самые разные варианты. Кто-то, поразмыслив, приходит к выводу, что быть середнячком совсем неплохо, кто-то начинает самоутверждаться в другом коллективе (во дворе, в кружке и так далее), но кому-то непременно достается роль аутсайдера, общепризнанной жертвы – и таким ребятам можно только посочувствовать. Хорошо, если на помощь вовремя приходят родители и психологи, но обычно подростки не любят афишировать свои проблемы – и в итоге принимают правила этой игры на выживание, где один против всех.
К счастью, далеко не всегда дети настолько жестоки, как в фильме «Чучело». Порой все ограничивается постоянными придирками, вполне невинными шалостями (типа спрятанного портфеля) или неким подобием бойкота. Но для впечатлительного ребенка с амбициями такое отношение сверстников становиться глобальной проблемой, создает благодатную почву для самых разных комплексов. И если забитый шестиклассник, сжимая кулаки, думает: «Ну погодите, я вам еще покажу!» - будьте уверены: растет очередной Наполеон.

Синдром корсиканца
Считается, что комплекс Наполеона – это стремление невысоких мужчин компенсировать недостаток роста карьерными успехами, высоким социальным статусом, деньгами и так далее. Но это слишком узкое понимание проблемы. Во-первых, данный комплекс присущ и женщинам. А во-вторых, рост здесь вообще не причем. Скажем так, это лишь одна из многих причин ощущения собственной ущербности. Да и вообще, вероятнее всего, тот самый, настоящий Наполеон был не таким уж маленьким. После смерти Бонапарта запротоколировано, что его рост – 5 футов 2 дюйма, что соответствует примерно 157 сантиметрами, - и впрямь маловато. Но… если футы английские. А ведь тогда существовали и французские футы, и если рост Бонапарта измерялся в них, то получается, что знаменитый полководец вовсе не был коротышкой: 169 сантиметров – средний рост мужчины тех времен.

Откуда же тогда взялся знаменитый комплекс? На то существовали другие причины (причем немало). И одна из них напрямую связана с происхождением будущего завоевателя. Кстати, вам известно, что иногда этот комплекс именуют комплексом корсиканца?

Родился Наполеон на Корсике. Когда ему было 9 лет, семья переехала во Францию – страну, которая завоевала их родину. И мальчику из бедной семьи, со странным для французов именем, да еще и приехавшим из глуши, в школе пришлось нелегко. Когда же Наполеон получил стипендию и оказался в Парижской военной школе среди отпрысков аристократических семей, насмешек в его адрес стало еще больше. Именно в тот момент он отчетливо понял: единственный шанс избежать участи аутсайдера – стать лучшим, затмить своими успехами все реальные и мнимые недостатки. «Мне было непереносимо осознавать, что я не первый ученик в классе», - напишет он в дневнике. И всю жизнь будет делать все, чтобы ни у кого и мысли не возникло пренебрежительно отзываться о его персоне.

Он уважать себя заставил…
Вот из таких аутсайдеров или же тихих троечников, втайне мечтающих о власти и славе, и вырастают такие люди с комплексом Наполеона. Сколько таких бывших мальчиков-невидимок среди олигархов, топ – менеджеров, больших и маленьких боссов! Они крепко держатся за свое место на олимпе, ведь оно досталось им вовсе не за красивые глаза – пришлось изрядно потрудиться, возможно, поработать локтями или пойти на сделку с совестью. Но это все «издержки производства», поскольку Наполеончики свято верят: для достижения цели все средства хороши. Зато теперь никто не посмеет насмехаться над ними – ради чего, собственно, все и затевалось.
Девочки, кстати, тоже не отстают. Бывшие дурнушки превращаются в элегантных бизнес-леди, руководят предприятиями, играют в мужские игры. Хотя порой они выбирают другой путь – усиленно работают над собственной внешностью, затем поступают в престижные вузы или тусуются на светских мероприятиях. И все ради единственной цели: удачно выйти замуж – и утереть нос школьной королеве красоты.
Что же здесь плохого? Люди реализуют свои способности, добиваются успеха, избавляются от роли неудачника. Это замечательно – если вместе с карьерным и социальным статусом растет их самоуважение, нормализуется самооценка. Так действительно бывает, и в подобных случаях уже не приходится говорить о комплексе Наполеона, впрочем, как и о других комплексах, которые человек успешно преодолел. Но, увы, чаще происходит по-другому. Бывшие аутсайдеры полагают, что без власти, денег, положения в обществе (или как вариант, богатого мужа) они никто, пустое место, а вновь становиться жертвой или тихим середнячком совсем не хочется! Они бояться оступиться, сделать неверный шаг, оказаться не на высоте… Поэтому всегда напряжены до предела и, в принципе, даже не могут насладиться своим триумфом.
Ватерлоо местного масштаба
Разумеется, Наполеонам необходима разрядка – и здесь каждый выкручивается как может. Кто-то выпускает пар в спортзале, другие ищут спасения в любовных приключениях, третьи – в азартных играх или кв компании зеленого змия. А многие просто срывают раздражение на окружающих – мстят за свои детские обиды. Особенно этим грешат Наполеончики не слишком высокого полета – руководители среднего звена, владельцы небольших компаний. Они не успели (или же не смогли) занять лучшее место под солнцем. Но, по крайней мере, в своем маленьком «королевстве» чувствуют себя полноправными хозяевами.
уже, если карьера Наполеончика совсем не задалась – тогда у него есть все шансы превратиться в заурядного домашнего тирана. И тут уж ни о каких плюсах комплекса со звучным именем речи быть не может.
Что делать, если ваш босс или близкий человек страдает синдромом корсиканца? Тем, кто живет под одной крышей с Наполеоном, главное понять: любые попытки перевоспитать или вразумить такого человека обречены на провал. Так что, если хотите не только сохранить отношения, но и сделать их более гармоничными, обратитесь к специалисту.
От начальника – самодура лучше держаться подальше. Да и вообще стоит подумать, насколько нужна вам эта работа. Наверняка сможете подыскать себе нечто более подходящее. А пока старайтесь не реагировать на неадекватные выпады босса. Не вступайте в его игру – ведь именно этого он и добивается. А если можете – отвечайте с иронией: она сразит наповал любого Наполеона.

Гуля