18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
29.09.2015, 15:14

Три главных мифа о рынке ГСМ

В начале сентября правительство приняло решение отпустить цену на бензин АИ-92 в свободное плавание, тем самым предотвратив дефицит топлива, который неминуемо ждал казахстанцев этой осенью. Отныне цена на горючее регулируется рынком, по закону спроса и предложения. Однако самые распространенные мифы о рынке ГСМ до сих пор бытуют в народе, не имея под собой фактической основы
В начале сентября правительство приняло решение отпустить цену на бензин АИ-92 в свободное плавание, тем самым предотвратив дефицит топлива, который неминуемо ждал казахстанцев этой осенью. Отныне цена на горючее регулируется рынком, по закону спроса и предложения. Однако самые распространенные мифы о рынке ГСМ до сих пор бытуют в народе, не имея под собой фактической основы

Миф первый. Цена на АИ-92 необоснованно высока

Как известно, сегодня 30% бензина марки АИ-92 Казахстан завозит из России. У соседей литр самой ходовой марки топлива в рознице стоит в среднем 34 рубля, или 139,4 тенге (рыночный курс RUB/KZT на 28.09.2015 составил 4,1). Тонна бензина «Регуляр-92», по сообщению информационно-аналитического центра «Кортес», продается на оптовом рынке по 39 542 рублей – около 29,3 рубля за литр. Выходит 120,13 тенге. И это без учёта транспортировки в Казахстан и сопутствующих расходов. Зависимость от импортных нефтепродуктов будет сохраняться вплоть до 2017 – именно тогда завершится модернизация трех отечественных НПЗ. Пока же обеспечить на 100% внутренний рынок бензином марки АИ-92/93, к сожалению, не представляется возможным. Отметим также, что по утвержденной правительством Казахстана производственной программе на текущий год для переработки предусмотрена поставка 15 млн тонн нефти. С января по август 2015 производство бензина марки АИ-92 увеличилось более чем на 2,67%, что составляет 1,39 млн тонн.

Из чего складывается цена на местные нефтепродукты? Цена на нефть, плюс плата за переработку, плюс акциз. Нефть дешевеет – факт. Но то, что в неблагоприятных внешних условиях недропользователи сохраняют рабочие места, объёмы производства, платят налоги и выполняют другие свои обязательства – факт не менее ясный. Что же касается переработки, то перед НПЗ в этих же негативных реалиях стоит задача реализовать программу модернизации в поставленные сроки. При отсутствии дополнительных источников дохода очевидна необходимость повышения стоимости их услуг. Так, по данным Комитета по регулированию естественных монополий и Министерства энергетики РК, уже в октябре ожидается двукратный рост тарифов переработки на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (20,5 тыс. тенге), а на Павлодарском нефтехимическом заводе повышение может составить 85% (10,8 тыс. тенге, их заявка сейчас находится на стадии рассмотрения). Тогда же должен вырасти и акциз на бензин и дизтопливо – это продукты переработки давальческого сырья. Вполне вероятно, что в подобных условиях Казахстан ждет рост цен на ГСМ, но никак не снижение.

Миф второй. Маржа реализаторов ГСМ зашкаливает

В оптовой цене на бензин около 61% приходится на себестоимость производства нефти, порядка 22% составляет плата за переработку на НПЗ, 16% – налоги. Остаётся 1%. Именно этот 1% в действительности и «обогащает» реализаторов ГСМ. Отметим, что в последнее время активно муссируется вопрос о необходимости госрегулирования оптовых цен на топливо. Однако, учитывая тот факт, что казахстанские власти отказались сдерживать розничную стоимость ГСМ, в частности, бензина марки АИ-92/93 (речь идёт о рознице), насколько это нужно?

Миф третий. Рынок переполнен посредниками

Все игроки рынка ГСМ обязаны действовать в рамках закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в котором четко прописан порядок доступа на нефтеперерабатывающие заводы и правила оборота топлива. Согласно закону, на НПЗ может быть переработана только нефть, напрямую приобретенная у недропользователя. А произведённый в результате бензин может быть продан только одному оптовику. Недропользователь – поставщик нефти – оптовый покупатель бензина – АЗС. Четыре звена – максимальный размер цепочки. И стоит после этого демонизировать рынок ГСМ?
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

8 комментарий(ев)
Tamerlan Alimov
Tamerlan Alimov
ждем. скоро модернизируют НПЗ и все будет ок
30.09.2015, 10:28
Yanis
Yanis
[url=http://astana.all.biz/benzin-ai-92-pnhz-g129204#.Vgql_vntlBc]1[/url]
[url=http://pavlodar.all.biz/benzin-ai-92-g827306#.VgqmBPntlBc]2[/url]
[url=http://pervomayka.all.biz/benzin-ai-96-g159271#.VgqmCPntlBc]3[/url]
за одну минуту гугления
29.09.2015, 19:55
Ars.eng
Ars.eng
Цитата: Tixii
а кто нас заставляет покупать бензин в РФ?

*************** Конечно наша страна могла бы понастроить хоть в каждом регионе по НПЗ, Но гос-ву выгодней скупать экспортом топливо, создавая тем самым выгоду обеим гос-ам и получая от этой движухи больше выгоды чем тупо производить и продавать своему народу.
29.09.2015, 17:17
Vlad
Vlad
Tixii,
Еще разные акцизы
29.09.2015, 17:17
Tixii
Tixii
Развеивая мифы, рассказывают сказки.
Первое, нельзя напрямую через курс рубля переводить российские цены. У них НДС 18%, у нас 12%. Т.е. говоря:
около 29,3 рубля за литр. Выходит 120,13 тенге
Нужно иметь ввиду минус 18% плюс 12%. Это уже 110,34.
Второе, российский бензин и наш - это "две большие разницы", как говорят в Одессе. Наш на КМГ Евро2, а в РФ хуже Евро3 нигде не найдешь, обычно Евро4. Соответственно себестоимость и цена на него выше.
Третье, если уж мы говорим о высокой цене российского бензина, то пусть он и стоит дороже, а наш дешевле. Кто хочет лучший бензин, тот и платить будет больше.
Четвертое, а кто нас заставляет покупать бензин в РФ? Возьмите дешевый туркменский или иранский. Качество у них не хуже российского.
29.09.2015, 16:08
Jax
Jax
Мнение народа правильное, все остальные буквы с цифрами-миф
29.09.2015, 15:37
Искандер Даутов
Искандер Даутов
Самое главное, чтобы ситуация в этом секторе нормализовалась и цены придут в равновесное положение.
29.09.2015, 15:18
Руслан Норозов
Руслан Норозов
Через два года закончится реконструкция казахстанских НПЗ и вопрос о снабжении бензином будет не такой острый.
29.09.2015, 15:16
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.