18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
09.10.2021, 17:31

Бензин по талонам, газа нет: ведущие эксперты Казахстана озвучили печальный для водителей прогноз

Дорожает и заканчивается на АЗС не только дизель, но и другие виды горючего.
Дорожает и заканчивается на АЗС не только дизель, но и другие виды горючего.

Вслед за соляркой, похоже, назревает коллапс с бензином и автогазом. В северных регионах страны голубого топлива попросту нет – закончились в хранилищах. Там, где они остались, ценники подняли сразу на 30 тенге. С бензином ситуация пока не критическая, но на некоторых заправках ГСМ продают только по талонам. Из-за чего дефицит коснулся их, и почему в нефтяной стране при растущих ценах на углеводороды казахстанцам приходится бегать по городу в поисках топлива, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Бензин по талонам сейчас продают на нескольких частных заправках. Опыт прошлых лет подсказывает, что, возможно, скоро начнется повышение цен на это топливо. Виновными в том, что казахстанцам придется переплачивать за лишний литр, эксперты называют Россию с Кыргызстаном. В соседних странах бензин дороже на 40%. Если у нас ходовая марка АИ-92 стоит 173 тенге за литр, то у них цены доходят до 250 тенге. При такой разнице нелегальная торговля и контрабанда неизбежны.

«У нас население не понимает, что это не бензин и дизель дорогие, это население зарабатывает мало. Проблема в том, что в Казахстане низкие цены на нефтепродукты. У нас это будет вечная проблема, пока цены не уравняются. Бензин, дизель утекают в Кыргызстан, Россию. В прошлом году, к примеру, на границе Жамбылской области с Кыргызстаном нашли нефтепровод из пластика, по которому гоняли бензин. В этом году Жамбылская область установила рекорд по потреблению нефтепродуктов. Никогда такого не было. А область граничит с Кыргызстаном.
Топлива для внутреннего рынка у нас достаточно. Но из-за того, что цена у нас низкая, утекает много. Все фуры заправляются в Казахстане, потому что Казахстан – как транзитная зона для них, отсюда дальше едут в Европу. А все хотят заправляться у нас, потому что выигрывают в цене. Вот так потребление растет», – пояснил генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Эксперт нефтегазового рынка. Бывший заместитель гендиректора «КазМунайГаз Өнімдері» Ерлан Жаукин еще одной причиной дефицита ГСМ назвал январскую аварию в энергосетях в Атырауской области, которая привела к остановке нефтеперерабатывающего завода в мороз.

«Для информации: только в январе текущего года Атырауский НПЗ запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие – технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции. Впервые последствия аварии в сетях АО «KEGOC» топливный рынок ощутил в марте-апреле, когда под угрозой дефицита оказался бензин. Этот кризис рынок пережил, к слову, даже без импорта российского бензина. Но результатом всего стала потеря 200 тысяч тонн дизельного топлива, которое не смог выработать Атырауский НПЗ», – считает Ерлан Жаукин.

При этом цены на бензин никак не зависят от нефтяных котировок на мировом рынке – сейчас баррель сырья стоит 82 доллара, а литр бензина 173 тенге. Ровно год назад, для сравнения, нефть стоила вдвое меньше – 42 доллара, а бензин – 150 тенге. Люди как раз этого и не могут понять: почему в стране, добывающей сырье, возникает дефицит с топливом, да еще и при повышающихся ценниках на углеводороды.

В развитых странах, конечно, ценник напрямую зависит от этих котировок. Но в Казахстане такая схема не работает.

«Это иллюзия, что внутренние цены на бензин связаны с мировыми ценами на нефть. Это главное заблуждение, от которого надо избавляться. Механизм такой, что у нас есть обязательства поставщиков поставлять товар на внутренний рынок. Соответственно, цены внутреннего рынка с мировыми никак не связаны», – говорит экономист Айдархан Кусаинов.

Прогноз по нефти у наших экспертов весьма радостный – котировки будут только расти. Но по топливу водителей ждут печальные новости. Горючее продолжит дорожать и остановится лишь тогда, когда ценники сравняются с российскими.

«В 2025 году у нас будет единый топливный рынок со странами ЕАЭС и цены будет примерно схожими. Государству придется поднимать цены – возможно, будут акцизы увеличивать. Во всяком случае, высокие цены неизбежны.

- А цена на нефть продолжит расти, потому что многие западные страны перестали финансировать проекты по разведке новых месторождений, срезали капитальные затраты и в среднесрочной перспективе это приведет к тому, что предложений будет меньше, чем производства нефти. А мы сейчас видим, что Европа страдает от своей политики зеленой энергетики. Цены на газ и уголь у них установили исторический максимум, нехватка нефтепродуктов у них. Люди по 7 часов стояли, не могли заправиться. Это на руку нефтедобывающим компаниям», – подытожил гендиректор KazService Нурлан Жумагулов.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

16 комментарий(ев)
camel
camel
Стыд и позор для нефтедобывающей страны. Бензин вывозят в соседние страны? Нормальный производитель и продавец любого товара этому должен был бы только радоваться. Производите больше, продавайте больше, пусть вывозят еще больше!
Постоянная ложь. Цена на бензин непрерывно растет. Причиной называются: "Нефть подорожала", потом "Нефть подешевела", "Ремонт завода", "Посевная-уборочная", "Вывозят наш дешевый бензин", наоборот "Ввозят дешевый российский", и так далее дебильные доводы. Но при любых противоположных аргументах бензин только дорожает. Нефтяные олигархи создают искуственный дефицит топлива для повышения своих сверх прибылей.
14.10.2021, 22:40
serg3132
serg3132
Цитата: evgmb
на все иностранные фуры при выезде за территорию Казахстана на остаток топлива в баке взымать разницу.
А как же рынок?
13.10.2021, 09:20
elesei
elesei
Все,о чем говорится в этой статье,уже давно написано в "Капитале" К.Маркса и при Союзе преподавалось таким предметом как политэкономия. Важно другое, транснациональные компании (ТНК) ведущие добычу нефти и газа в Казахстане диктуют свои условия, через своих лоббистов правительству Казахстана. И как видим это оборачивается повышением тарифов и налогов для граждан РК. Это вызывает ухудшение жизни граждан, что может повлечь к объединению протестного движения. Для этого, с подачи транснациональных компаний (ТНК)), ликвидировали в Казахстане Конфедерацию Независимых Профсоюзов Казахстана. Как видим и это не все, поддерживаются люди, которые вносят конфликты в общество по средством языковой, межнациональной пропаганде и популизму. А пока граждане Казахстана догадываются, ТНК отправляют продукцию недр Казахстана куда им выгодно. Так каждые 20 минут уходят газовозы с Каракудук мунай, где в некоторых казахстанских ТОО работают в приличном количестве граждане КНР. Не лучше ситуация на Тенгизе, но поэтому месторождению лучше не писать, уж больно "железобетонная" у них "Крыша"!
10.10.2021, 02:08
Nezhniy
Nezhniy
evgmb,
Ага, давайте ещё по карманам шмонать.
Достаточно просто заставить всех соблюдать законы.
Примеров в мире достаточно
09.10.2021, 23:24
evgmb
evgmb
на все иностранные фуры при выезде за территорию Казахстана на остаток топлива в баке взымать разницу. Пограничной службе выдать щупы и на месте проверки поставить камеры
09.10.2021, 22:25
Абвгд
Абвгд
Причина в чудовищной коррупции, недальновидности правительства и полной импотенции. И это во всех сферах и отраслях.
09.10.2021, 22:04
ABCD
ABCD
Контробанда неизбежна! Насмешил,официально признался ,что страна бессильна против коррупции и воровства ,ПОЗОРИЩЕ!!!!!
09.10.2021, 21:52
дорожник
дорожник

Пожалуй везде так на просторах бывшего Союза
09.10.2021, 21:31
дорожник
дорожник
Для сравнения в Крыму в сезон автогаз был по 40 рублей за литр, сейчас 33
09.10.2021, 21:16
diger
diger
То же самое как с вакцинами, надо вакцинироваться, и всё тут. Так и здесь, пока типа не сравняем цены с соседями так и будет. Лапшу вешают, только успеваешь стряхивать.
09.10.2021, 20:39
Космос
Космос
На прошлой неделе нам тут подсовывали темы про смену телефонного кода и вывески без русского. Не помню кто из читателей, еще догадался, что это не просто так, а нас оталекают от более "весёлых" новостей. Был прав, как видим...
Воры-казнокрады разрушат нашу страну, это главные враги Казахстана...(((
09.10.2021, 20:36
alixah
alixah
Очередная лапша на ушки народа.
09.10.2021, 20:26
TU-154
TU-154
Всё это наглая ложь, что всё ГСМ вывозят в РФ. Почему из Туркмении не вывозят, там ещё дешевле чем в РК? А если какие-то товары в РФ дешевле чем в РК, почему всё не вывезли в РК? Просто хозяева нефти хотят получать сверхприбыль и ищут удобную причину. Лучше бы с коррупцией боролись, она уже стала нормой жизни в РК
09.10.2021, 19:46
chrome
chrome
Вот они нам зачесывают про то, что проблема не в том что топливо дорогое, а в том что население мало зарабатывает, молодцА, а то мы поверили НАНу в то что девальвация это благо для Казахстана! Неужели НАН глупость сморозил?
09.10.2021, 19:20
Космос
Космос
Ingul,
Кто будет разбираться, сами себя? Кроме потребителя, т.е. нас, все остальные, и производители и чиновники, заинтересованы в дефиците, который ведёт к повышению цен, читай опустошению наших карманов.
Символичный подарок к 30-летию Независимости - все цены, оказывается, нам диктуют соседи
09.10.2021, 19:03
Ingul
Ingul
Уже пора бы разобраться с причинами и следствием данной ситуации.
А подобные пояснения слышим уже не первый год.
А рост цен на бензин, дизтопливо тянет рост цен на ВСЕ.
09.10.2021, 18:39
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.