18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
05.09.2014, 09:51

Кризис топливный, как результат кризиса в головах

Авторская колонка 20 37 714 Игорь Нестеров
Середина лета стала горячей порой для автомобилистов. На заправках сначала исчез, а потом подорожал природный газ, а следом образовался дефицит бензина.
Середина лета стала горячей порой для автомобилистов. На заправках сначала исчез, а потом подорожал природный газ, а следом образовался дефицит бензина.

В условиях, когда торговля ГСМ регулируется государством, само государство и должно ответить на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

С повышением цен на газ разобрались быстро. Как оказалось, главный регулятор цен совсем за ценами и реализацией газа не следил. В итоге наши местные топливные трейдеры очень быстро разобрались в ситуации, когда намного выгоднее продавать голубое топливо в Россию. Что успешно и делали, продавая газ за границу, и тем самым организовав дефицит газа в области.

На вопрос «Кто виноват?» ответили легко, уволив одного из начальников управлений акимата области. На газовые заправки, с целью упорядочения цен, посадили работников акимата.

В результате, цены на газ вернулись к первоначальному значению.
Не успели вздохнуть свободно, как образовался дефицит бензина марок АИ-92 и АИ-93. А вот тут виновных не нашли, хотя своих мнений на этот счет было высказано в огромном количестве. И «Казмунайгаз» отписался, и акимат области, и министры народ «успокаивали», при этом повысив цены.

Давайте слегка разберемся в ситуации, собрав мнения всех участников бензиновой разборки.

Для начала справка от первого заместителя генерального директора АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Кожабаева Е. «Казахстанские НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) производят ежегодно порядка 1,9 млн тонн бензина Аи-92 при годовой потребности в нем в 2,8 млн тонн и около четырёх млн тонн дизельного топлива при потребности в 4,6 млн тонн. Таким образом, казахстанские НПЗ не в полной мере обеспечивают потребность страны в нефтепродуктах, и имеется их устойчивый дефицит, в том числе по бензину Аи-92».

Эта ситуация в стране давно, и проблема всегда решалась за счет поставки дополнительных объемов бензина из России. И долгое время с этим проблем не было. Но тут кому-то в верхах показалось, что ситуация неправильная. Почему частные АЗС закупают бензин в Оренбурге вместо того, чтобы закупать его в Атырау? Видимо, таким вопросом задались в министерстве.

Ответ в свое время на этот вопрос нашей газете дал координатор частных АЗС Мангистауской области Гариполла Неталиев.
Продажа российского бензина для частников является их единственным конкурентным преимуществом на рынке розничных продаж нефтепродуктов перед такими структурами, как «КазМунайГаз», «Sinooil», «Гелиос».
- Другой альтернативы для них на рынке нет. Против таких мощных конкурентов, которым принадлежат и нефть, и нефтеперерабатывающие заводы, и основные оптовые ресурсы топлива, им не выстоять, - сказал Гариполла Неталиев в интервью газете «Лада».

Казалось бы, что государственные и частные бензиновые трейдеры успешно поделили рынки сбыта, и всем живется хорошо. Но нет! У нас же государственное регулирование рыночных отношений. И тут появляется указ о запрете перевозки бензина из России железнодорожным транспортом.

Кто-нибудь представляет себе поставку ГСМ на Мангистау из Оренбурга автоцистернами? Это же дикость, учитывая состояние дорог и расстояние.
В итоге, поставщики бензина стали провозить через границу ГСМ на автомобилях, потом перегружать в железнодорожные цистерны и везти на Мангистау. Сами понимаете, что это дополнительные расходы. И это сказывается либо на цене на бензин, либо на его дефиците.

Теперь немного о ценах и их регулировании. Цены на ГСМ в России тоже регулируются государством, но, по мнению реализаторов ГСМ, у соседей это делается иначе и, по мнению владельцев АЗС, умнее.

У нас государство оптом продает частникам бензин по той цене, по которой хочет, а им торговать по завышенным ценам запрещает.

В России все наоборот. Государство ограничивает оптовые цены, а в розницу бензин продается по тем ценам, по которым частник считает для себя выгодным. И тут начинают работать рыночные, а не государственные механизмы. Задерешь цену, у тебя брать не будут. Поедут к твоему соседу за горючим. Министрам при этом ничего регулировать не надо. Рынок всегда сам себя регулирует.

Кстати, ограничение оптовых цен благоприятно сказывается на государственных компаниях и крупных сельскохозяйственных, потому что закупают они бензин, как правило, оптом, то есть по самой низкой цене.

Все, кто ездит в Россию, отмечают, что у них бензин дороже, чем у нас. Это миф. На заправках он дороже, но если покупать оптом, то он дешевле, чем на наших нефтеперерабатыващих заводах. Иначе очереди за ГСМ из наших покупателей образовывались бы в Атырау, а не в Оренбурге.

Один из тех трейдеров, с которым мы разговаривали, высказал свое мнение, что у нас про все, что касается цен на бензин — это сплошная ложь. Врут от министров до сельских акимов.

- Не знаю, кого хотят обмануть, президента или простой народ, - сказал наш собеседник, - но обманывают постоянно. Нельзя так регулировать цены, чтобы поставщику стало невыгодно продавать. По тем ценам, что устанавливает государство, нам работать невозможно. Я покупаю бензин в Атырау, а пока довожу его до Актау, у меня уже получается цена в рамках предельно допустимой. А ведь мне еще и зарплату своим работникам надо платить. А на пути доставки бензина из России нам ставят всевозможные препоны. Отсюда и дефицит.

За текущий год в результате регулирования государством цен «КазМунайГаз» потерпел убытки на 800 миллионов тенге. И при этом руководство «КМГ» сетует, что частники перестали заказывать у них ГСМ.

Значит что-то неладно на данном перекрестке. Водители, наверное, не раз замечали, что когда ломается светофор на перекрестке, где никогда не было пробок, они обязательно образуются в результате того, что на перекрестке встал нерадивый регулировщик.

Но с другой стороны, если не регулировать движение — это грозит авариями. На данный момент на пересечении бензиновых дорог регулировщик явно неграмотный. Аварий нет, но нервы у водителей на пределе.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

10 комментарий(ев)
Booster
Booster
А что строительство нового НПЗ для Казахстана -такой неподъемный проект? Ну если не хватает бензина-значит надо строить новые мощности , вместо того ,чтобы обсуждать в парламенте во сколько обойдется Казахстану к примеру переход на латиницу? А ведь обсуждали, и уже подсчитали- 300 млн долларов. Эй вы там.. наверху! Может уже довольно народ раздражать?Может делом займетесь?
Может олигархам пора напомнить ,на чьи деньги они поднялись?
Сегодня у страны "трудности"-пусть помогут родной стране. По всем законам-это было-бы справедливо...Если твои бабки работают на благо страны-молодец,честь тебе и почет ,богатей дальше -мы не против. А если твой капитал поднимает экономику Европы- не обессудь, мил человек .Мы будем очень плохо думать об этом человеке.Как говорится "Со всеми вытекающими ".....
22.09.2014, 12:35
Booster
Booster
""В условиях, когда торговля ГСМ регулируется государством, само государство и должно ответить на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»конец цитаты.
А мне кажется,что главный вопрос: "Кому это выгодно?"
И тогда все становится на свои места. С возникновением ТС мы обречены подтягивать свои цены под РФ. Заявления правительства,что в долгосрочной перспективе "всем будет счастье",простого потребителя успокаивают,но как-то не убеждают. Потому,что ему(рядовому потребителю) достаточно выйти на рынок,чтобы понять ,что в "ближнесрочной" перспективе таможенных пошлин нет,а цены на российские товары выросли за ними "подтянулись и цены на казахстанские товары. Как это "работает"- я лично своими кризисными мозгами понять не могу,зато карманом ощущаю в полной мере.
Следуя логике,целью государственных мужей,является забота о благосостоянии народа,того самого народа,слугами которого они по сути являются. И все межправительственные соглашения ,должны быть направлены на поддержание именно этого такого красивого слова "благосостояния".
Но это "по логике".А вот "по физике"- не получается пока.
Пока что ,от тех лиц ,которые призваны решать проблемы -мы слышим (увы) -рассказы "про трудное детство".
22.09.2014, 11:50
bazar_zhok
bazar_zhok
Цитата: Маривана
на момент развала у Казахстана была степь, огромный отток квалифицированных кадров и разруха, технологий нет, оборудования нет, вот и получается, ресурсы есть, а достать и обработать их сами мы не могли, поэтому и пришлось задешево все "сдать в аренду на длительный срок" читай продать (ну конечно же не забыть получить свое).

неправда. все у нас было. и было не мало всего.
У нас был совершенно новенький завод по очистке нефти и крупные разведанные месторождения с налаженой нефтедобычей, отдать это все за копейки американскому Тенгизшевройлу - это величайшее преступление 19-го века (известное как Казахгейт)
у нас были своя золотодобыча, добыча урана и многого всего, и это все за копейки продали пендосам. Таковы были условия полной безоговорочной капитуляции СССР подписанные врагами народа.
15.09.2014, 13:50
ник актау
ник актау
Ты прав 1000% но лицензию на переработку получить не возможно, у нас валом народа с головой и деньгами это неофициальная монополия, есть реальные люди которые уже построили мини НПЗ но их душат тем, что нефть не дают купить!!! Да и нефти у нас кот наплакал все продали ТШО, КИТАЙЦАМ, живем на экспортную пошлину, кашаган афера века!,во всем виноваты всем известные конкретные люди, короче нам бы экспо простоять, да олимпиаду продержаться !!!
09.09.2014, 13:42
sivuch1973
sivuch1973
Господа!!! Смотрите телевизор в России бензин поднимают ну и у нас ждут на сколько еще его поднять , чтобы с нас по больше содрать денег . А купили они его по старым ценам, а продадут , разница в карман.
08.09.2014, 20:52
синдбад
синдбад
Не цепляясь к мелочам,следует заметить ,что статья поднимает правильные вопросы.Понравился коммент Ромы81. applause
07.09.2014, 20:07
kochevneg
kochevneg
"а потом подорожал природный газ". Автомобили, по-моему, заправляют пропан-бутаном, а природный газ хоть и дешев, но баллоны для него требуются другие, рассчитанные под более высокое давление. Такие баллоны легковушка не утащит.

Возможно, там много нюансов из которых складывается цена и прочее, но основная проблема это ошибка правительства. Эта проблема не первый год и давно можно было продумать защитные меры.
Вчера мне пришлось заправлять служебную машину за свои деньги, потому что на Гелиосе бензина нет и гелиосовская карточка стала бесполезной.
06.09.2014, 10:49
ex-aktausec
ex-aktausec
Цитата: roma81
В Египте который не добывает нефть

Значит я там работал на фантомных месторождениях? omg Хотя платили реальные деньги

Кстати в КСА 1 литр Аи-91 стоит 0.44 реала ( 1 реал = 41 тенге)
05.09.2014, 18:19
master_kz
master_kz
Цитата: Маривана
и что делать прикажете?

А что хотите-) У нас нынче демократия-)))
Статус "плантация" еще не отменён к сожалению...
05.09.2014, 13:46
Jeronimo
Jeronimo
С начала девальвация, затем топливный кризис, О Алла, что за год! А ведь впереди еще 4 месяца до конца 2014, что они нам еще приготовили?! Надо запасаться валерианой…
05.09.2014, 10:54
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.