Житель Актау рассказал историю прибытия «кораблика» на Каспий

Механик Олег Исаченко был членом экипажа, который в 1981 году из Актау (тогда еще Шевченко) отправился в Таллин за пожарным судном «Зоркий». Механик Олег Исаченко был членом экипажа, который в 1981 году из Актау (тогда еще Шевченко) отправился в Таллин за пожарным судном «Зоркий». Позднее это судно будет перевезено на побережье и станет рестораном. В народе его начнут называть «кораблик».

В 1981 году в порту Актау строились два дополнительных нефтеналивных причала. Таким образом, у порта появлялось четыре наливных причала, и он автоматически переходил в первый разряд и, соответственно, должен был иметь свое пожарное судно. В порту для обеспечения пожарной безопасности был старый буксировщик, но его, вспоминает Олег Исаченко, было недостаточно. Так было принято решение привезти из Таллина пожарное судно «Зоркий».

- Был единый союз и единое министерство морского флота. Почему из Таллина? Думаю, это было связано с тем, что в Таллине построили себе новое. А это судно было 1952 года постройки и имело уникальный двигатель с четырьмя клапанами на каждой головке, который назывался «Двигатель Революции». Построено само судно было на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге. Оно имело мощные пожарные насосы высокой производительности. Они были латунные. А сейчас из латуни уже ничего не делают, - рассказывает Олег Исаченко.

Экипаж, состоящий из семи человек, отправился в Таллин, чтобы пригнать «Зоркий» в порт Актау. Сегодня капитана Василия Ивановича Курбацкого и старшего помощника капитана Бориса Петровича Чернохаева уже нет в живых. А тогда на дворе был ноябрь. Приближалась зима, и нужно было успеть привезти судно.

- В Куйбышеве на водохранилище уже был лед. А нам надо было брать топливо. Мы подошли к бункеровочной станции, а в это время с противоположного борта отходил сухогруз, экипаж которого согласился взять нас под борт. Мы привязались к нему и через все водохранилище дошли с ними до Саратова, - вспоминает механик.

«Зоркий» был знаменателен еще и тем, что имел сзади три винта маршевых двигателей: небольшой центральный и два побольше. Они включались в случае пожара, когда нужно было очень быстро прибыть к объекту.

- Такие двигатели во время войны стояли на торпедных катерах, которые развивали скорость 42 узла в военные годы. Мы всего несколько раз пользовались этими двигателями. Один раз, когда мы проходили рыбинское водохранилище, и ожидалась плохая погода, мы рискнули и включили два маршевых двигателя. Перед этим нас один за другим обгоняли пароходы. Когда мы их догнали, они смеясь спрашивали: «У вас что второе дыхание открылось?», - рассказывает Олег Исаченко.

«Зоркий» попал в Актау в начале декабря. Спустя всего три года, в 1984 году «Зоркий» сняли с работы. В порту его вытащили и доставили на трейлере на побережье, где он простоял 30 лет.

- В то время, когда его поставили на берег моря, как памятник, вообще ничего не было вокруг. Он несомненно был все эти годы достопримечательностью города. Конечно, очень жаль, что его распилили. У нас в городе и так нет ничего, что бы напоминало о морской тематике. Я считаю, что его можно было переместить в какое-нибудь другое место, и это было бы разумнее. Там железо такое, что он еще 100 лет простоял бы. Вообще у нас как-то исторические вопросы города принято очень легко решать. «Юбилейный» был не нужен, «кораблик» - не нужен. Скоро вообще ничего не нужно будет. Но больше всего меня поразило, как можно было уничтожить все деревья, - говорит Олег Исаченко.

Фото Ольги Ярославской