Новый госорган в авиации по примеру СССР предложили создать депутаты РК
Сенатор Талгат Мусабаев вспомнил об авиакатастрофах, произошедших в последнее время.
"Сейчас сложилась критическая ситуация в гражданской и других видах авиации РК. Подтверждением тому являются произошедшие за последнее время авиационные происшествия с человеческими жертвами. Анализ положения вещей указывает на устоявшуюся неэффективную систему обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов. Мировая практика показывает, что основные государственные функции - сертификация и надзор, обеспечивающие безопасность полетов, не должны быть сосредоточены в одном ведомстве", - сообщил спикер.
Депутат предложил разделить эти функции.
"Поскольку при этом не обеспечивается эффективность предпринимаемых мер и решений, падает уровень безопасности полетов. Если говорить о гражданской авиации, то в Казахстане данные функции находятся в ведении одного ведомства - Комитета гражданской авиации МИР РК. Главным образом, один и тот же орган сертифицирует, а затем осуществляет контроль над своей же работой", - объяснил он.
Мусабаев привел в пример опыт СССР, где был отдельный орган, отвечающий за расследование авиационных катастроф.
"Обращаясь к мировому опыту в данном вопросе, нельзя не отметить, что в составе правительства бывшего Советского Союза имелась структура "Госавианаздзор СССР", которая осуществляла надзор и расследование авиационных происшествий во всех государственных ведомствах, имевших воздушные суда: министерстве гражданской авиации, министерстве обороны, КГБ, МВД, министерстве авиационной промышленности и других. При этом система надзора за безопасностью полетов и расследование авиационных происшествий в бывшем СССР, по признанию мировых экспертов, считалась одной из самых эффективных и жестких в мире", - отметил выступающий.
Он также рассказал об опыте США, где есть самостоятельная структура NTSB, которая также занимается расследованиями транспортных происшествий, в том числе и воздушных.
"Как показывает мировая практика, следует отделить функции сертификации от функций надзора и контроля. Это обеспечит объективность принимаемых решений, создаст состязательность ведомств и другие положительные моменты, которые ведут к повышению уровня безопасности полетов в нашей стране. При этом имеет смысл объединить функции надзора и контроля с функцией расследования и создать отдельный государственный орган по надзору за безопасностью полетов и расследованию авиационных происшествий в составе правительства - Госавианадзор Республики Казахстан. Данный орган должен иметь возможность, право и обязанность пресечения любых попыток деятельности в сфере гражданской авиации и других", - предложил специалист.
Депутат призвал обеспечить "жесткий" контроль за авиацией в РК.
"Таким образом , на наш взгляд, назрела реальная необходимость внедрения жесткой системы надзора за безопасность полетов и расследованию авиационных происшествий по примеру исторического и мирового передового опыта", - заключил он.