Почти на месяц хватит бензина и дизтоплива в Казахстане

Совокупные запасы бензина и дизельного топлива в Казахстане находятся на комфортном уровне, сообщил вице-министр энергетики Асет Магауов, передает ИА «NewTimes.kz».
Совокупные запасы бензина и дизельного топлива в Казахстане находятся на комфортном уровне, сообщил вице-министр энергетики Асет Магауов, передает ИА «NewTimes.kz».

Он отметил, что по состоянию на 5 марта, совокупный запас нефтепродуктов находится на комфортном уровне. В частности, по бензину 218,7 тыс тонн, что достаточно для покрытия 20-ти суточной потребности страны, а по дизельному топливу 306,2 тыс тонн, что обеспечит потребность внутреннего рынка на 28 суток.

Вице-министр также напомнил о механизме ценообразования на ГСМ на внутреннем рынке. Цены формируются на основе спроса и предложений, то есть регулируются рынком и не привязаны к мировым ценам на нефть.

«Основными факторами при ценообразовании являются – стоимость нефти в РК, процессинг, налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы», – пояснил Магауов.

Также он добавил, что цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений.

К слову, вице-министр отметил несколько факторов, которые влияют на колебания цен на ГСМ: ценообразование на рынках сопредельных государств и Казахстана, а также неконтролируемый переток в областях, граничащих с соседними странами.

По его словам, вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового равновесия на нефтепродукты.

«Другими словами, цена на бензин в Казахстане не должна быть значительно ниже, или значительно выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких цен – возможен профицит импортного бензина и как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ РК», – добавил вице-министр.

Асет Магауов также сообщил, что министерства энергетики и сельского хозяйства утвердили график поставок дизельного топлива для проведения весенне-полевых работ. В рамках графика в адрес сельхозтоваропроизводителей выделено 380 тыс тонн дизельного топлива.

По данным Магауова, Павлодарский и Шымкентский НПЗ будут отпускать дизельное топливо в адрес СХТП по цене 174 тыс тенге/тонна, Атырауский НПЗ – 172 тыс тенге/тонна. При этом, уже с учетом доставки и других затрат, цена на дизтопливо для СХТП будет ниже розничных цен на АЗС на 13-14% (на 21-22 тенге/литр).

Стоимость дизельного топлива для нужд сельского хозяйства определяется путем соглашения с участниками рынка ГСМ и устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов.

Между тем по состоянию на 9 марта отгружено 11,3 тыс тонн дизельного топлива с НПЗ для сельхозтоваропроизводителей.

Ранее на брифинге в СЦК директор департамента газа и нефтегазохимии министерства энергетики Куаныш Сарсекеев заявил, что сейчас цены на АГЗС ниже, чем до пандемии.