Не тупой, а современный

О современных детях и планируемых нововведениях в системе образования рассуждает корреспондент «Лады» Светлана Антонова. Об образовании писано-переписано, и вот снова новости: уже не за горами введение новых стандартов обучения в школах Актау. Называется это новшество «групповые занятия». Если коротко и доступным языком без пафоса, то это - когда дети сидят не за партами по двое и смотрят на доску впереди себя, а рассаживаются по кругу.

Если раньше считалось, что на уроках ребенок должен быть сосредоточен, чтобы максимально усвоить предмет, то сейчас в министерстве образования уверены, что школьники должны крутиться и вертеться, наблюдая за учителем, который будет ходить вокруг. Основные функции педагога — разъяснить и подать детям материал в максимально доступной форме, также претерпят изменения. Теперь педагог будет только задавать тему, а вот объяснять ее детям придется самим, то есть изучать предмет, по большей части, дети будут самостоятельно, а учитель только корректировать знания. Успокаивает одно — внедряться подобные занятия будут постепенно и не тотально, а сосуществовать с уже привычными стандартами обучения.

Естественно, эта новость вызвала массу негодования среди родителей школьников. Современная система образования и без того далека от совершенства. От старой советской давно отказались, а она, между прочим, считалась лучшей в мире, и взяли ориентир на западную систему. И это закономерно. Никогда ничего хорошего у других стран мы не перенимали. Например, достойные пенсии, как в Европе, или пособия, как в США. Только худшее и то, на что можно спустить максимальные суммы из государственной казны. А насколько это лучше для народа, вообще неважно. Даже не так - чем хуже это для народа и дороже, тем лучше.

Раньше в школу мы ходили, чтобы получать знания и, действительно, их получали. Сейчас некоторые школьные предметы, по моему мнению, существуют только для галочки. Я мама третьеклассницы. С первого класса ребенок изучает английский язык. Изначально в учебниках все задания только на английском. И это при том, что ребенок не знает даже букв. Первые пару лет с горем пополам и при помощи гугл-переводчика нам удавалось осилить домашние задания. Я была уверена, что дальше будет легче. Но нет. Мы перешли в третий класс, а уровень английского у ребенка остался на уровне: «я понятия не имею, что тут написано». Я, грешным делом, начала думать что мой ребенок туповат, или занимается на уроках чем угодно, но только не слушает учителя. Пришла к педагогу, которая с гордым видом мне сообщила, что все остальные дети легко читают и пишут. А потом узнала от родителей, что практически все дети ходят к репетиторам. Отдала свою дочку на индивидуальные занятия и через два месяца ребенок стал читать, писать и даже худо-бедно, но говорить на английском. Такой «прорыв» моего чада в изучении иностранного языка обходится мне в 24 тысячи тенге в месяц. И мне не жалко этих денег. Другой вопрос: за что получает зарплату школьный учитель английского языка? И это сейчас, при стандартной системе образования. Что будет, когда некоторые предметы дети будут изучать самостоятельно, даже страшно подумать.

Я поспрашивала у знакомых, имеющих детей разного возраста: часто ли их дети в школах пишут сочинения? К моему удивлению, оказалось, что очень редко, а некоторые, так и никогда не писали. Я помню в наше время, сочинения мы писали, минимум, два раза в месяц. Я их ненавидела. Сейчас понимаю, что сделано это было не для того, чтобы нас помучить, а для развития нашего логического мышления, умения грамотно выстраивать свою речь и доходчиво излагать свои мысли.

Я решила проверить своего ребенка. Попросила рассказать содержание последнего фильма, который она посмотрела: сюжет, что ей понравилось в этом фильме, а что нет. Не буду пересказывать, но ее ответ, кишащий словами-паразитами типа «ну», «короче», мне не понравился. Попробуйте, ради эксперимента, спросить то же самое у своего ребенка. Как много из того, что можно сказать словами, он заменит на жесты или объяснит звуками, например (тыдыдыщ - стрельбу) и насколько интересным будет его рассказ. Это и будет одним из показателей уровня и качества знаний, которые ребенок получает в школе.

За последние 10 лет школьное образование претерпело множество изменений. Сначала министерство отказалось от старых советских учебников. На детях стали ставить эксперименты, внедряя новые стандарты обучения, переписали учебники, которые, в первую очередь, направлены не на развитие ребенка, а на его деградацию и оскудение его разговорной речи. Если раньше мы читали великих классиков, пополняя и расширяя словарный запас, то сейчас в учебниках по русскому языку можно встретить такие слова, как «няшка», «фолловер», «анимашка» и многие другие. Значения половины новых слов, лично я, знаю только приблизительно. Но вот моя девятилетняя дочь бравирует ими с легкостью. Половину из того, о чем она говорит со своими сверстниками, я просто не понимаю. Какая-то тарабарщина. Многие родители бьют тревогу и по этому поводу — разговорная речь подрастающего поколения скудеет. И в этой родительской тревоге есть рациональное зерно. Но если вдуматься, мы тоже являемся тем поколением, которое перестало употреблять слова «доколе», «ересь», «авось», «счеты», «печатная машинка» и еще тысячи других, на смену которым пришел современный язык, соответствующий нашему времени. Сегодня куда важнее знать и понимать значение слов: гуглить, смсить, селфить, лайкать, хедлайнер, юзер, тренд, копипаст, шоурум, лакшери... Да, что там говорить, если сами учителя вместо обычного словосочетания «обмениваться опытом» стали употреблять слово «коучинг». Если нынче уборщица зовется - специалист по клинингу. Скажи я такое своей маме, она решит, что это важная шишка.

То, что современное поколение детей недополучит огромный пласт знаний, который нам вбивали в головы в школах — это факт. Современные дети практически не читают. Зачем, говорит моя дочь, если я могу послушать аудиокнигу (по этому поводу у нас дома происходит война поколений). И правда, зачем? Зачем бежать в библиотеки и часами штудировать книги, тем самым получая знания, в поисках необходимой информации, если можно вбить в гугл ключевые слова, получить ответ, скопировать и вставить. Зачем поколению фотографов, диджеев, интернет-продавцов, владельцев шоурумов, мастеров по дизайну ногтей (маникюрщицы на устаревшем русском) или мастеров по волосам (парикмахерам) читать классику, изучать историю, решать линейные уравнения. Зачем вообще получать знания, если есть википедия, которая все знает и в нужный момент выдаст необходимую информацию. Зачем поколению, кумирами которых являются фитоняшки из инстаграма с накаченными губами в дорогих нарядах, такие глупости, как учеба. Поэтому для них чисто номинальные уроки в виде групповых занятий и самоизучение предмета - идеальный вариант. Очень мало детей сегодня хотят быть учителями, профессорами, учеными, математиками. Большинству интересно то, как можно быстро заработать при этом особо не напрягаясь. Спросите у своих детей, кто сегодня их кумир? Уверена, это окажутся какие-то неизвестные вам персонажи типа - Ивангая, Марьяны Ро (это люди, которые просто играют в компьютерные игры и снимают себя в процессе на видео), или блогеры в умственной полноценности которых, лично я, очень сомневаюсь.

Государство всячески поддерживает эту тенденцию глупости и невежественности, все дальше уводя подрастающее поколение от дисциплины на занятиях, обесценивая значимость педагога, как наставника, и подменяя ценности.

Но, возможно, это я чего-то не понимаю, и подрастающее поколение совсем не тупое, оно современное. Ориентированное и заточенное под сегодняшние реалии.

Как сказал Олдос Хаксли: «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять».