Топливо в республике — самое дешевое в ЕАЭС, но это преимущество может вскоре исчезнуть. Власти намерены постепенно выровнять цены с другими странами Евразийского экономического союза, что означает значительное удорожание бензина, сообщает Lada.kz
На сегодняшний день бензин марки АИ-92 на казахстанских АЗС стоит в среднем 205 тенге за литр — это самый низкий показатель среди стран ЕАЭС. Такая цена сохраняется благодаря:
Административному регулированию;
Государственным субсидиям, которые поддерживают стоимость на искусственно заниженном уровне.
Однако это приводит к убыточности топливного сектора, что, по мнению экспертов и властей, требует корректировки.
Согласно данным за апрель 2025 года, разница в стоимости АИ-92 по странам ЕАЭС выглядит следующим образом (в пересчете на тенге по официальному курсу Нацбанка):
| Страна | Цена, ₸/литр |
|---|---|
| Армения | 646,12 |
| Кыргызстан | 386,57 |
| Беларусь | 384,50 |
| Россия | 337,98 |
| Казахстан | 205,00 |
Даже без учета Армении, где стоимость значительно выше, усредненный показатель по России, Беларуси и Кыргызстану составляет 369,68 тенге. Это на более чем 160 тенге выше текущих казахстанских цен, что соответствует разнице в 80% и более.
По мнению экспертов, чтобы достигнуть хотя бы минимального уровня цен среди других членов ЕАЭС, Казахстану придется повысить стоимость АИ-92 минимум на 50–90%. В правительстве подтверждают такие намерения, подчеркивая необходимость:
Снизить нагрузку на бюджет;
Сделать сектор более привлекательным для инвесторов;
Обеспечить устойчивое развитие топливной отрасли.
Несмотря на масштаб возможного роста, власти заверяют: резких скачков цен не будет. Корректировка будет проходить поэтапно, чтобы:
Избежать топливного дефицита;
Предотвратить социальное напряжение;
Сдержать всплеск инфляции.
Таким образом, удорожание бензина представляется неизбежным — вопрос только в сроках и темпах реализации.
Комментарии
1 комментарий(ев)